Среди знати (Among nobles)

Во времена древних родов и аристократических династий титул предков обычно наследовали сыновья. Дочерей же было принято выдавать за высокородных особо из других домов, заключая выгодные династические браки. Сложившиеся союзы укрепляли благополучие фамилии, объединяли королевства и останавливали войны. Не удивительно, что дети знатных семей не по своей воле с самого юного возраста оказывались втянутыми в дворцовые интриги.

В настольной игре «Среди знати» вам предстоит основать свою собственную династию, умело выдавая замуж дочерей и прославляя свой род заслугами сыновей. Игра использует интересную механику, имитирующую законы Менделя – дети будут наследовать черты своих родителей, поэтому выбирать супругу придется максимально обстоятельно. У одной хорошее приданное, другая может родить здорового наследника, а третья необычайно умна и обворожительна. Не обошлось и без политики – кровопролитные войны за богатые провинции помогут ослабить противников на пути к славе. Следите за соперниками, не стесняйтесь устраивать заговоры и пусть никто не встает на пути у вашей семьи!

Семья, долг, честь!

Цель игры – набрать как можно больше очков престижа, изображенных в виде христианских крестов. Очки престижа начисляются за каждую выданную замуж дочь, за контроль религиозных провинций и за активацию некоторых способностей персонажей. В конце игры золотые монеты так же трансформируются в очки престижа — за три монеты вы получите одно победное очко.

Поскольку все основные игровые действия происходят путем активации персонажей, давайте рассмотрим их поподробнее. Все персонажи представлены реальными историческими личностями. Есть в игре и российские правители, например, Иван Грозный и Екатерина Великая. Карты сопровождаются цитатами деятелей или небольшими историческими справками.

Каждый персонаж, будь то мужчина или женщина, обладает определенным атрибутом, отвечающим за его специализацию. Всего атрибутов четыре и они распределены по цветам: красные — полководцы, синие — поборники веры, желтые – торговцы, а зеленые — дипломаты. С левой стороны карты, прямо под портретом, указано особое свойство персонажа, справа доступные ему действия, которые выполняются рядами. Как только вы активируете персонажа, на его карту кладется фишка действия, вы выбираете один из четырех горизонтальных рядов и последовательно отыгрываете каждую иконку в ряду.

• Красная иконка – война. За одну монету в любой провинции можно разместить одну армию (кубик) из своего запаса или бесплатно передвинуть одну армию в любую провинцию. Если в локации окажутся армии нескольких игроков, в конце хода их владельцы возвращают их по одной обратно в личный запас, пока в провинции не окажутся фишки лишь одного игрока или пока локация не опустеет.

• Синяя иконка – религия. Просто приносит одно очко престижа.

• Желтая иконка – коммерция. Приносит один золотой.

• Фиолетовая иконка – брак. Заплатив две монеты, вы можете выбрать одного из ваших холостых персонажей мужчин, отправив его на поиски жены. Все остальные игроки обязаны предоставить одну из своих незамужних женщин в качестве потенциальной невесты. Выбрав из них наиболее вам подходящую, вы забираете ее себе, а семья невесты получает два очка престижа в качестве компенсации. Чтобы отразить статус супругов, карточка мужа накладывается на карточку жены, частично ее перекрывая, а символы их способностей объединяются. В контексте игры пара действует как один персонаж, обладающий большим наборов талантов.

• Голубая иконка – рождение детей. Дети рождаются только в семейных парах (бывают, конечно, и исключения), пол ребенка определяется значком на иконке (мальчик/девчока/на выбор игрока), а атрибут – цветом родителей. То есть если отец был торговцем, а мать дипломатом, ребенок родится либо желтого, либо зеленого цвета. За рождение мальчика полагается заплатить одну монету. И не спрашивайте меня почему! Видимо, в честь рождения наследника отец закатывает грандиозный пир. Дети выбираются из родовой книги – открытого ряда из семи карт, который пополняется в конце хода.

• Зеленая иконка – интрига. Активирует особую способность интриги персонажа, если она у него имеется.

• Серая иконка – найм. Заплатив две монеты можно получить иконку войны, религии или брака. За размещение новых армий и брак при этом придется заплатить дополнительно. Таким образом, сыгранная серой иконкой свадьба влетит в копеечку.

Все действия, кроме рождения ребенка, являются необязательными и их можно пропускать.

Игроки начинают партию с одной семейной парой – предками, двумя армиями, одним золотым и тремя фишками действия. Каждый ход участники по очереди активируют одного из своих персонажей (или семейную пару), выполняют необходимые им действия и передают ход соседу слева. Нюанс в том, что повторная активация персонажа или супругов принесет намного меньше действий. Поэтому расширение генеалогического древа важный аспект игры – дети смогут работать в полную силу сразу же после рождения.

После того, как все фишки действия будут израсходованы, ход заканчивается. Игроки определяют владельцев провинций, получают с них доход, возвращают свои фишки действий и обновляют родовую книгу. Если во время ее обновления заканчивается одна из колод, происходит смена поколений – самые старые персонажи игроков погибают и выбывают из игры. А после третьей смены поколений игра заканчивается. Подробнее с правилами вы можете ознакомиться на сайте издателя «GaGaGames».

Иван Васильевич меняет профессию

В игре очень важно вовремя продолжать свой род – поскольку на один ход отводится семь карт детей, соперники могут не только разобрать наиболее полезных, но и совсем лишить вас выбора, забрав последние карты подходящих вам цветов. А потом придет старость, персонажи умрут, и вы останетесь у разбитого корыта. На этот случай игра, конечно, предусматривает «костыли» в виде появляющегося из ниоткуда дальнего родственника, становящегося вашим потомком. Но потеря основных рабочих персонажей все равно отбросит вас далеко назад.

Еще хуже может получиться, если вы не позаботитесь о финансовом благополучии семьи. Ведь если закончатся деньги, вы не сможете ни поставить армию, ни сыграть свадьбу, ни даже завести сына, чтобы продолжить род. И в этом случае никаких камбэков игра не предусматривает – род полностью вымрет и будет навеки забыт. Жизненно, но чересчур жестоко. На мой взгляд, в конце каждого хода игрокам можно было бы выдавать по одному золотому – игровой баланс от этого бы не сильно пострадал, зато все участники смогли бы дойти до конца партии.

Говоря о качестве исполнения, хочу заметить, что текст на карточках очень мелкий, участники постоянно пытаются посмотреть способности персонажей, берут их в руки, и затягивают партию. Правила написаны тоже не лучшим образом, но памятки для каждого игрока спасают ситуацию. Хотя и в них есть недостаток – в описании всех возможных действий почему-то не обозначена иконка найма, что первое время всегда вызывает вопросы игроков. В остальном все отлично: мне очень нравятся портреты исторических персонажей на картах, жетоны хоть и не впечатляют дизайном, но приятны на ощупь, в коробке есть удобный разделитель, а деревянные компоненты радуют глаз своими яркими цветами.

«Среди знати» оставила у меня двоякое впечатление. В ней есть целый ряд серьезных недостатков, включая возможность проиграть партию, толком ее не начав. А склонные к раздумью игроки надолго зависнут над выбором действий, проявляя паралич анализа во всей красе. Но мне понравились ее высокая конфликтность и дипломатия. Я люблю игры, где обсуждения являются неотъемлемой частью процесса — коварные интриги в «Игре престолов», обличения предателя в «Мертвом сезоне», подстрекательства в «За бортом!» и тому подобное. Вот и в «Среди знати» перебранки за столом практически не прекращаются. Начиная с «Возьми мою невесту в жены, зачем тебе другая? Ты что, хочешь ему победные очки подарить? Он и так в лидерах!» и заканчивая «Давайте ему все вместе невест одного цвета предложим – пусть его семья вырождается!». Свадьбы в игре – самая веселая часть.

Но и способности некоторых персонажей тоже могут развеселить. Я оценил умницу Анну Болейн, которую никто не хочет брать замуж и которая приносит семье по два очка репутации каждый раз, когда ее кому-нибудь сватают. А Генрих VIII Тюдор, отправляющий на плаху собственных жен ради золота и победных очков, вообще стал главным объектом всех шуток за столом.

Но если вы привыкли играть без разговоров, игра может превратится в скучное перекладывание карточек и кубиков, и удовольствия, естественно, вы никакого от нее не получите. Поэтому «Среди знати» я могу порекомендовать вдумчивым общительным игрокам, которые осознают вес принятых ими решений, не обижаются, осознав, что загнали себя в тупик, и не принимают всеобщую агрессию близко к сердцу. «Среди знати» все-таки очень злая игра.

Запись опубликована в рубрике Обзор, Опытным с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • http://zomgitsplayable.ru/ Random_Phobosis

    Женитьба офигенная, особенно после беззубенькой Legacy.
    Помимо очень ограниченного выбора детей, который процентов на 80 на чистом рандоме определяет ход партии, меня раздосадовала «карта мира», которая просто не нужна. Нападения не стимулируются практически ничем, конфликты не вознаграждаются, поэтому все просто окапываются в своём углу и сидят безвылазно.
    Ну и ещё надо отметить, что стратегии в игре почти нет, только тактика. Движок не построить, план наперёд не продумать, врагов как-то загодя от победы не отрезать. Что пришло — тем и играешь.

    • http://www.beardgames.ru Pr1celess

      Все так и есть в общем-то. Карта мира понятно зачем сделана и даже бонусы за войну есть у того же Наполеона и внезапно Петра Федоровича, просто они достаточно вялые и действительно не стимулируют к агрессивным действиям. Но ближе к концу игры подрезать доход ПО соперникам вполне можно.