BattleLore. Second Edition

Приветствую военных стратегов и любителей миниатюр!
В сегодняшнем обзоре мы поговорим о настольной игре «BattleLore», которую я считаю отличным варгеймом для новичков и не-варгеймеров. В этой фэнтезийной стратегии, рассчитанной строго на двух игроков, вам предстоит возглавить одну из противоборствующих армий – войска светлых Лордов Дакана или демонические орды Утхук Йи’ллана. Игра отличается достаточно простыми правилами, может играться прямо из коробки – без долгой сборки миниатюр, дополнительных аксессуаров и покупки дополнительных наборов, но при этом обладает хорошим потенциалом, позволяя ощутить себя настоящим главнокомандующим, отдающим приказы на поле боя.

К сожалению, «BattleLore» уже снят с производства, переродившись в полноценный, хоть и довольно казуальный варгейм «Runewars Miniatures Game», вышедший в этом году. Но это не мешает нам тряхнуть стариной и обсудить особенности этой игры, тем более что многие из них, включая бесклеевую сборку миниатюр, сохранились и в ее современной инкарнации.

Это долго продолжалось, началось и не кончалось

События «BattleLore» происходят в сказочном Териноте, известном по таким играм компании «Fantasy Flight Games», как «Descent», «Runewars» и «Runebound». По своей сути это классическое generic фэнтези с рыцарями, магами, орками, драконами, нежитью и т.п. Сюжет игры повествует нам о вторжении армии сил зла в земли Дакана. Игра использует упрощенный движок «Commands & Colors», на котором было разработано множество игр, начиная от исторических варгеймов «Ancients» и «Napoleonics», и заканчивая не менее популярной игрой про вторую мировую «Memoir ’44».

Партии проходят по сценариям, условия которых определяются специальными карточками, которых в базовой коробке более чем достаточно – по семь штук на каждую из противоборствующих сторон. До начала игры участники в тайне друг от друга выбирают одну из карт сценариев и одновременно вскрывают.

На карточках обозначено расположение ландшафта, зоны расстановки войск, особые условия и задачи, за выполнение которых игроки будут получать победные очки. Для победы всегда необходимо набрать 16 победных очков, которые в большинстве своем начисляются за контроль точек, или полностью уничтожить войска противника.

Затем игроки составляют армию на 50 очков, выбирая из пяти доступных типов войск. Для совсем зеленых новичков в правилах есть даже несколько готовых сборок, которыми можно воспользоваться.

Подготовка к бою сделана весьма любопытно, хоть и архаично. Чтобы сохранить в тайне местоположение отрядов до битвы в игре используются специальные карточки, которые выкладываются на поле вместо миниатюр. Ландшафт активно влияет на стратегию: холмы позволяют лучникам стрелять поверх остальных отрядов, леса ограничивают число бросаемых в атаке кубов, а здания дают дополнительную защиту, снижая получаемый урон. После расстановки игроки одновременно вскрывают свои карточки, часть которых обязательно окажется пустышками, и выставляют войска. То есть еще до начала боевых действий можно блеснуть умом, озадачив оппонента хитрым расположением отрядов. А потом начинается самое интересное – сражение!

Где твой мундир, генерал?

«BattleLore» использует механику приказов, которые отдаются войскам карточками из общей колоды. Поле боя поделено на три части, представляющие центральный фронт и фланги. Причем пограничные гексы относятся сразу к двум сторонам, что важно, так как каждый приказ позволяет задействовать от двух до четырех отрядов на заданном участке поля боя. Бывают и особые приказы, активирующие отдельные рода войск. В колоде ровно по два приказа каждого вида, так что можно отслеживать вышедшие карты, прогнозируя наступление на различных направлениях.

Войска обладают всего тремя параметрами: числом кидаемых в бою кубиков, дальностью перемещения и здоровьем. У лучников так же есть дистанция стрельбы, которая может различаться у разных типов войск. Показатель здоровья всех обычных воинов равен трем, что отражено количеством фигурок в отряде. Легендарные существа, вроде лорда Хаоса, сражаются в одиночку и обладают большим здоровьем, для обозначения которого используются жетоны ран.

Так же у каждого юнита есть особые способности, которые могут быть как пассивными, так и активируемыми. Например, лучники Дакана могут совершить второй выстрел, если не двигались в фазу перемещения, а варвары-сборщики крови впадают в ярость и проводят дополнительные атаки за каждого своего убитого и могут жертвовать собой, чтобы гарантированно нанести урон врагу.

Бои происходят с использованием кастомных кубиков, на каждой из шести граней которых свой рисунок: два перекрещенных меча и одиночный меч отвечают за успешную атаку в ближнем бою, значок мишени за попадание при стрельбе, шлем активирует особую способность отряда, символ кристаллов дает игроку ману, а флаг заставляет вражеский отряд отступить.

Касательно атак есть два важных и интересных момента. Во-первых, если в отряде осталась всего одна фигурка, он считается ослабленным и его атаки в ближнем бою считаются успешными только если на кубике выпадают перекрещенные мечи. Во-вторых, за каждый выпавший символ флага враг обязан отступить на один гекс в сторону, противоположную направлению атаки. И если отступить невозможно, войско получает дополнительный урон. Поэтому можно грамотно пользоваться окружением и загонять врага в непроходимые дебри.

Так же у каждой фракции есть свой набор карт заклинаний, которые в случайном порядке добираются в руку. На применение магии расходуются жетоны маны, которые можно получить с бросков кубиков или в конце в хода в соответствующей фазе. Вот, собственно, и все основные правила.

Впечатления

Вы спросите меня, чем же так хорош «BattleLore»?
На мой взгляд, главным его преимуществом является простая, но детально проработанная боевая система. При минимуме характеристик отряды получаются очень разными и хорошо работают в связках друг с другом. Местность, приказы и заклинания тоже играют значимую роль. Все вместе это создает живую картину боя, где преимущества можно добиться на разных этапах. Другая немаловажная черта игры – небольшая продолжительность партии. Отыграть эпическую схватку за час-полтора дорогого стоит. Правда, есть и неоднозначные моменты. Например, игровое поле просто огромно. А ведь вам еще где-то нужно хранить карточки отрядов, колоды приказов и заклинаний.

Масштабность сражения так же смазывается ограничением на количество активированных юнитов. Основной упор в «BattleLore» делается именно на стратегические и тактические решения, а не на веселые зарубы. Поэтому бывает, что часть войск выполняет роль статистов, и битва заканчивается задолго до такого, как они вступят в бой. Ну и, конечно, не стоит забывать о его величестве случае. Кастуешь «Ярость Йи’ллан», кидаешь восемь кубов, и… ни одного попадания! Classic. А еще «FFG» по традиции недоложили в игру кубов – в коробке их всего четыре. Конечно, можно потом добросить необходимое количество, но это не очень удобно.

К «BattleLore» так же вышло несколько дополнений, включающих в игру еще одну фракцию – нежить, новые войска для Дакана и Утхуков, нейтральных юнитов и новые сценарии. Существует и адаптированный для мобильных устройств и компьютера вариант игры – «BattleLore: Command», который отличается доступностью приказов, балансом войск и заклинаний, но позволяет в полной мере прочувствовать механику игры и опробовать необычные для настолки сценарии вроде спасения крестьян.

В целом,»BattleLore» отличный представитель жанра военных стратегий. Конечно, в него лучше играть с основными дополнениями, чтобы составлять армии с более интересными отрядами, такими как осадный голем, стреляющий на очень большую дистанцию и бьющий по площади, или демонический Гротеск, ослабляющий атакованных им врагов и добивающий отступающие отряды выстрелами. Но и в базовом варианте игра вполне самодостаточна, и раскрывается тем больше, чем чаще вы в нее играете. А если вам хочется попробовать что-то такое, но нет желания связываться со вторичным рынком или заказывать коробку из-за границы, обратите внимание на другие игры серии «Commands & Colors».

Запись опубликована в рубрике Гикам, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Цифровая BattleLore Command показалась мне более интересной, потому что там, во-первых, не-Борговский безрандомный выбор приказов, а во-вторых, попадаются любопытные сценарии.
    Самым главным минусом (помимо выбора приказов, который я в итоге взял из Command) для меня стала зависимость стратегии от заклинаний. Там есть как откровенный треш, так и эффекты, решающие исход партии. Мало того, что это рандомно, так ещё и враг на это толком повлиять не может — слишком пасьянсовое ощущение. Поэтому магию я в итоге тоже захоумрулил безрандомно и с бОльшей интерактивностью.

    Само ядро механики — разрешение боёв, ограниченные ходы и учёт всяких эффектов типа окружения — мне очень понравилось. Может быть, когда-нибудь выйдет третья редакция, в которой уже всё будет по-человечески.

    • Плюсую. В продвинутых правилах есть вариант раздать со старта участникам базовые приказы — левый фланг, правый фланг, центр и цепью вперед (все участки), но в цифровой версии это реализовано еще лучше.