Домик на дереве (Best treehouse ever)

Кто из нас не мечтал в детстве построить домик на дереве? Создать себе укромное место среди листвы, свою тайную базу, штаб! Но заниматься высотным строительством в юном возрасте сложно и опасно, поэтому многие ограничивались шалашом, что ничуть не хуже. Ведь главное это иметь возможность перенестись в другой мир, мир в котором нет взрослых и ты предоставлен сам себе. Мир, полный тайн и загадок. Да что я вам рассказываю, «Мост в Терабитию» все, надеюсь, смотрели?

Так вот, перед нами игра, вдохновленная этими детскими мечтами – «Домик на дереве»! На протяжении трех раундов участникам предстоит разыгрывать карты комнат, застраивая древесную крону и соблюдая равновесие. В целом, это довольно простая игра на драфт и сбор сетов, но в ней есть пара любопытных и оригинальных моментов, которые выделяют ее среди прочих филлеров.

Воплощение детской мечты

В красивой жестяной коробочке со встроенным органайзером лежит колода карт и несколько деревянных фишек четырех цветов — вот и все, что нужно для игры. Помимо карт комнат, в колоде вы найдете стартовые карты игроков – древесный ствол с ведущей к кроне лестницей или веревкой, три карты трека для подсчета очков (к слову, отличное решение – карты образуют компактное составное поле), четыре карты условий-модификаторов и шесть карт бонусов.

Раздайте каждому участнику его стартовую карту древесного ствола и две фишки – одну для подсчета очков, другую для отображения равновесия дерева. Фишка подсчета сразу ставится на нулевое деление трека победных очков, а фишка баланса на центральное деление стартовой карты ствола.

К сожалению, розовая и оранжевая фишки почти неотличимы друг от друга, поэтому рекомендую как-нибудь пометить один из этих цветов или вообще не использовать, если вы играете не полным составом. Шесть карт бонусов расположите возле трека, а рядом с ними выложите карты условий. Тщательно перемешайте колоду карт комнат и раздайте каждому игроку по шесть карт. Можно начинать!

Цель игры – набрать больше всех победных очков, которые начисляются каждый раунд за все построенные помещения, а за первенство по каждому цвету комнат в конце игры присуждаются дополнительные победные очки. То есть сразу следует делать упор на определенные цвета и внимательно следить за тем, какие помещения строят оппоненты.

Чтобы вы лучше понимали цели, расскажу подробнее про подсчеты. В конце каждого раунда игроки, начиная с лидера по победным очкам, по очереди выбирают по одной карте условий, а затем в обратном порядке разыгрывают их. Сделано это для того, чтобы лидер применял карту условия последним, и остальные игроки могли воздействовать на него, уравнивая шансы на победу. Собственно, условий-модификаторов бывает всего два типа – с кубком со значением 2 и с красным запрещающим знаком. Применяя модификатор, игрок выкладывает его на одну из карт бонусов, отвечающих за определенный цвет комнат. Кубок удваивает победные очки за выбранный цвет комнат, а запрещающий знак их обнуляет. Таким образом, комнаты могут принести ноль, одно или два победных очка.

В конце игры по каждому из шести цветов комнат определяется лидер, который дополнительно получает еще по одному очку за каждую из комнат определенного цвета. Например, вы построили больше синих комнат, чем соседи – получите награду за каждую. Все просто.

Все действия в игре выполняются одновременно. Из пяти карт комнат игроки выбирают понравившуюся (роль играет только ее цвет) и взакрытую выкладывают ее перед собой. Как только все определились с выбором, карты вскрываются и размещаются на дереве. Оставшиеся карты передаются по часовой стрелке и ход повторяется – снова выбираем по одной, одновременно разыгрываем, передаем остатки карт дальше. Делаем это до тех пор, пока в руках не останется всего одна карта, которая сбрасывается, знаменуя конец раунда и начало промежуточного подсчета очков, после которого  игроки снова набирают по шесть карт из колоды и начинают новый раунд.

Тонкости кроются в системе строительства. Поскольку мы возводим домик на дереве, то карты выкладываются этажами по нарастающей – две комнаты у ствола, три на следующем этаже, затем четыре, пять и, наконец, шесть у вершины. Первая комната каждого цвета разыгрывается без каких-либо ограничений, но все последующие карты этого же цвета должны касаться хотя бы одной предыдущей. Необходимо быть внимательным, чтобы не заблокировать себе один, а то и два цвета на ранних стадиях.

Помимо этого при постройке каждой комнаты меняется равновесие дерева. Если комнату построили справа – фишка равновесия двигается на одно деление вправо. Если слева – на одно деление налево. Как только она оказывается на крайнем делении, строить комнаты в эту сторону уже нельзя. На мой взгляд, это отличное и оригинальное решение, которое не только вписывается в атмосферу игры, но и заставляет игроков подходить к выбору комнат более тщательно.

На словах это ограничение кажется несущественным, но на практике весьма неплохо оказывает влияние на весь игровой процесс. После получения карт от соседа у вас на руке запросто может оказаться несколько карту ненужных вам цветов и одна нужная, которую вы не можете построить из-за наклона дерева. Например, на фотографии ниже игрок заблокировал желтые и фиолетовые комнаты, красную комнату он не может построить из-за наклона дерева — фишка баланса стоит справа, значит остается строить только коричневую.

Мир, где есть место чуду

По ощущениям «Домик на дереве» больше всего напоминает «7 чудес», только без свойств карт. Те же три раунда, тот же драфт с промежуточными подсчетами очков, но максимально упрощенный, чтобы адаптировать игру для детей. Но правила постройки, баланса и подсчета делают ее отличающейся от предшественницы. Поскольку разброс в начислении победных очков минимальный, игроки почти всю игру будут дышать друг другу в спину, до конца не будучи уверенными в том, кто именно победит. А возможность тормозить лидера модификаторами только подогревает интерес.

Кстати, в игре нет ни одной повторяющейся карточки комнат — они все разные, что делает домики игроков непохожими друг на друга. Очаровательные и забавные рисунки изобилуют деталями: здесь есть оружейная с водяными пистолетами, фотостудия с котенком, шоколадный фонтан, в котором кто-то искупался, зверинец и даже комната с настольными играми. Сами карты достаточно плотные и с тиснением под лён.

Правила написаны доступно и очень подробно, времени на партию уходит немного, особенно учитывая, что основные действия участники выполняют одновременно, а впечатления от игры остаются положительные. Для гиков игра, конечно, покажется слишком простой и кто-нибудь обязательно вспомнит «7 чудес». Но «Домик на дереве» это семейная игра, рассчитанная на начинающих игроков, поэтому глупо ждать от нее зубодробительных комбинаций и просчетов на несколько ходов вперед. Для самых юных стратегов здесь даже предусмотрен упрощенный подсчет очков, исключающий карты модификаторов. «Домик на дереве» хорош именно тем, что может послужить отправной точкой в мир настольных игр благодаря приятным иллюстрациям и изящным дизайнерским решениям, которые оценят даже опытные игроки.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Простая игра, Семейная игра с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.