Цитадели (Citadels)

Citadels 01

«Цитадели» — это карточная игра на блеф и дедукцию, в которой игрокам предстоит заняться застройкой собственного средневекового города. Игра оформлена в венецианском стиле, хорошо отражающем закулисные интриги игрового процесса. Участники напрямую взаимодействуют друг с другом, разрушая чужие постройки и отнимая золото, из-за чего игра достаточно конфликтна. «Цитадели» использует некоторые элементы механики коллекционно-карточных игр, покера и мафии.

Citadels 02

Основу игры составляют карты кварталов и персонажей. Карты кварталов это постройки, которые необходимо возводить игрокам для победы. Кварталы различаются стоимостью, указанной в левом верхнем углу и цветом. Цвета кварталов привязаны к способностям некоторых персонажей, о которых я расскажу позже.

Citadels 03

Кварталы фиолетового цвета так же обладают особыми свойствами, напечатанными на карте. Например, «лаборатория» позволяет сбрасывать карты кварталов, получая за это золотые монеты.

Citadels 04

Игра завершится, когда одним или несколькими игроками будет завершен восьмой квартал. Но победит тот игрок, который наберет больше победных очков. Победные очки равны стоимости построенных кварталов. Дополнительные очки начисляются за завершение строительства восьмого квартала и за постройку кварталов пяти разных цветов.

Кем оказался убитый король

В игре используется восемь пронумерованных персонажей: ассасин, вор, чародей, король, епископ, купец, зодчий и кондотьер.

Citadels 05

Каждый персонаж обладает собственным уникальным свойством, позволяя выбравшему его игроку выполнить определенные действия. Ассасин убивает одного персонажа, лишая его права хода, вор похищает деньги, чародей позволяет менять свои карты еще не построенных кварталов на карты кварталов другого участника. Король позволяет получать дополнительные монеты за каждый построенный дворцовый квартал желтого цвета, а так же дает право начать следующий ход первым. Здания епископа защищены от атак кондотьера, а синие религиозные кварталы приносят ему дополнительный доход. Купец получает один золотой и дополнительный доход за каждый зеленый торговый квартал. Зодчий берет две новых карты кварталов и может построить до трех зданий за один ход. И, наконец, кондотьер получает золото за каждый красный военный квартал и может разрушать чужие постройки, выплатив за это на одну монету меньше их стоимости постройки. То есть здания ценой в один золотой будут желанной добычей кондотьера, так как будут разрушаться бесплатно. Каждый ход персонажи будут меняться, предоставляя игрокам новые возможности.

Citadels 06

Первый игрок формирует колоду персонажей, случайно отбирая определенное количество карт, равное числу участников плюс один. Лишние персонажи выкладываются в центре стола — в этом ходу они не участвуют. Затем первый игрок смотрит на получившийся набор персонажей и выбирает себе одного, передавая оставшихся соседу. Сосед так же делает свой выбор и передает карты дальше. Последнему игроку достается две карты, одну из которых он забирает себе, а вторую сбрасывает.

Когда все роли розданы, первый игрок начинает вызывать персонажей, озвучивая их по списку. Игрок, персонажа которого озвучили, вскрывает свою карту, подтверждая что названный персонаж у него, и получает право хода. В свой ход каждый участник может совершить три действия: 1) взять 2 золотых или 2 новых карты квартала, выбрав из них одну, а вторую вернуть вниз колоды; 2) построить один квартал, выплатив его стоимость; 3) разыграть особое свойство своего персонажа. Строить квартал можно только после получения карт/монет. А свойство персонажа можно разыграть в любой момент своего хода.

Одной интуиции будет маловато

Игровой процесс построен на тайне ролей и предполагает попытки их вычислить. Ориентируясь на текущую игровую ситуацию — построенные кварталы, запасы золота и сброшенные карты, можно строить предположения о том, кому какую роль выгодно взять. Если же вашей целью становится игрок, которому вы передаете карты персонажей, ситуация значительно упрощается, так как вы заранее знаете какие роли ему точно не достанутся. Правда, если участники не готовы к сложным логическим умозаключениям, игра может не пойти. Порой доходит до ситуаций, когда ты вором похищаешь деньги у самого богатого игрока, называя не только его роль, но и имя, моментально вызывая изумление. А когда объясняешь каким образом ты его вычислил, пострадавший обижается.

«Цитадели» одна из моих самых любимых игр. Для меня это та настолка, в которую я готов играть в любое время. А все потому, что в простой механике этой игры сокрыта настоящая глубина. И пусть многие ругают ее за большой даунтайм (ожидание собственного хода) и архаичность, называя автора шарлатаном, переиздавшим «Мафию» с другими правилами. Безусловно, идея лежала на поверхности и базируется на правилах классических карточных игр. Но так скомпоновать различные элементы, объединив их в одной игре — разве не это называют гениальностью?

Citadels 07

Основные правила игры и очередность хода персонажей умещаются на двух карточках того же масштаба, что и остальные игровые карты. Игра очень компактна и в то же время рассчитана на большое количество участников, что позволяет брать ее с собой в поездки и на природу. Все игровые компоненты с легкостью умещаются в небольшой коробочке. Я, например, использую вот такую.

Citadels 08

Настоятельно рекомендую купить протекторы для «Цитаделей», иначе через несколько партий карты персонажей могут стать «краплеными» и игра потеряет всякий смысл.

Российское издание от Hobby World так же включает дополнение «Темный город» (the Dark city), добавляющее в игру альтернативных персонажей на замену базовым и новые фиолетовые кварталы. Честно скажу, что новые персонажи показались мне чрезмерно сильными и ломающими баланс, ввиду чего мы их обычно не используем. А вот новые кварталы радуют своими интересными свойствами. Например, карта «бальный зал» обязывает игроков каждый раз говорить вам «благодарю, ваше величество!» после того, как вы вызвали их персонажа. Если кто-то зазевался и забыл об этом, он тут же пропускает ход. Если же вы не любитель подобных изощрений, вам понравятся более прямолинейные постройки — пожертвовав картой «арсенал» игрок может разрушить один любой квартал оппонента, а «имперская казна» позволяет получать победные очки за каждый золотой, сохраненный на конец игры.

Запись опубликована в рубрике Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Jerboa

    В правилах написано, что действие (т.е. взять монетки или карты) должно быть сделано ДО постройки квартала. Специально сейчас проверил это ещё раз. А вот свойство персонажа действительно можно применять в любой момент хода (например, можно взять монетки за кварталы твоего цвета и сразу же их потратить на постройку или же построить ещё один квартал твоего цвета и только потом брать дополнительные монетки за цвет, чтобы получить и за него тоже)

    • Pr1celess

      Согласен, сейчас поправлю. Правда не пойму принципиальной разницы — какой смысл строить кварталы до действия?

      • Jerboa

        Есть некоторые кварталы среди фиолетовых (кажется, они из дополнения), где текст примерно следующий: «если своим действием вы решаете брать карты, то…» — вот для подобных ситуаций это важно

        • Pr1celess

          Да, точно. Спасибо!

          • Jerboa

            «Разыгрывать свойства персонажей и получать карты/монеты можно в любом порядке. Но постройка квартала должна быть завершающим действием.»

            Опять не верно. Свойство персонажа, в том числе получение монеток за кварталы определённого цвета, может быть применено ПОСЛЕ постройки квартала (постройка не является завершающим этапом хода). Т.е. соблюдаться должна только последовательность «действие-постройка», а свойство персонажа на получение дополнительных монет действием не является. По определению в игровых правилах, действием является «взять 2 карты и выбрать одну или взять 2 монетки» — и только это.

          • Pr1celess

            «Строить квартал можно только после получения карт/монет. А свойство персонажа можно разыграть в любой момент своего хода» — такая формулировка подойдет? Правило на самом деле очень простое, но кратко и без потери смысла сформулировать его оказалось затруднительно.

  • Alexander Lisovsky

    довольно смело называть такое оформление венецианским 🙂
    я бы сказал, что тематика игры венецианская, а оформление — комиксовое (пародийное, мультяшное).