Кодовые имена (Codenames)

Шпионская игра про разгадывание слов «Codenames», вышедшая в прошлом году, в кратчайшие сроки покорила мир, взобравшись на первое место рейтинга патигеймов BGG. Этим летом, благодаря компании «GaGaGames», «Кодовые имена» доберутся и до России. Чем необычен этот патигейм, почему его нахваливают даже гики? Попробуем разобраться в этом феномене.

He is a man who lives a life of danger

Начнем с того, что «Кодовые имена» это командная игра. Все участники делятся на две противоборствующие секретные организации – красную и синюю. В центре стола раскладываем 25 карточек со словами, образуя квадрат пять на пять. Эти слова и есть кодовые имена, по которым командам предстоит опознать своих агентов. Затем от каждой команды выбирается капитан, который будет руководить процессом.

Оба капитана отсаживаются от остальных участников и получают карту ключа-подсказки, на которой отмечено за какими кодовыми именами скрываются агенты красных и синих, а за какими простые мирные жители и убийца.

Задача участников – как можно быстрее опознать всех агентов своего цвета и ни в коем случае не нарваться на убийцу, обозначающего немедленный проигрыш. Команды ходят по очереди, начиная с той, цвет которой обозначен на ключе-подсказке. Чтобы объяснить нужные кодовые имена, капитан должен произнести всего одно слово и одну цифру. Цифра обозначает количество карточек, связанных с произнесенным словом, а само слово должно навести команду на нужные кодовые имена. Вроде бы все понятно, но если не пояснить на примере, можно на некоторое время зависнуть, пытаясь себе это представить. Поэтому смотрим пример. Итак, капитан говорит «Охота 2». Под это обобщение могут попасть кодовые имена «собака», «ствол» и «заяц». Но число 2 означает, что загадано всего два слова. Какие выбрать?

Фишка в том, что команда может случайно указать на карточку противника. Тогда она тоже открывается и идет в зачет другой команде. А еще ненароком можно открыть убийцу, сразу подарив победу оппонентам. Поэтому ни в коем случае, никогда не задумывайте сложных логических цепочек, а то может произойти вот такой конфуз.

Но, с другой стороны, почему нет? Если команда с вами не на одной волне, хоть посмеетесь. :)

По ощущениям игра напоминает «Морской бой» словами: мирный житель – мимо, наш агент – попал! Попадание дает право сделать еще один ход, промах, соответственно, передает ход другой команде. Что-то общее есть и с «Мистериумом», но лишь отдаленно.

Теперь о нюансах, коих здесь довольно много. Как в классике жанра, в «Codenames» нельзя использовать иностранные слова, явно обозначающие загаданные кодовые имена. Равно как и однокоренные, а так же различные формы выложенных кодовых имен, даже если вы не пытаетесь загадать именно их. Все эти тонкости подробно изложены в правилах, с которыми можно ознакомиться на сайте «GaGaGames», поэтому переходим к следующему важному моменту.

За один ход участники могут угадать на одно слово больше, чем озвучил капитан. Как это, спросите вы? Ведь если бы в примере выше мы выбрали и «раз», и «два», что выбирать третьим? А третьим можно выбрать неразгаданное слово с прошлой ассоциации. Ну, или просто пальцем в небо, хотя это очень рискованно.

Спорные ситуации предлагается решать капитану противоположной команды, а песочные часы использовать только если кто-то из игроков задумался слишком надолго. То есть это необязательный атрибут, который, однако, входит в комплект с игрой. Так что любители хардкора могут использовать их всегда, никто не запрещает :)

Что общего у слов «Игра» и «Агент»?

В отличие от большинства патигеймов , «Кодовые имена» делает ставку на мыслительный процесс, за что ее и любят гики. Но поклонники «Alias», «Activity» и им подобных игр могут столкнуться с некоторыми трудностями. Например, сходу понять как увязать в одно слово намек на несколько кодовых имен очень непросто. Поэтому первая игра может проходить с привязкой только к одному из них, вроде «Море 1» или «Животное 1», из-за чего партия может показаться скучной и затянутой. Возможны также моменты, что капитан неправильно сориентировался по ключу и подсказал чужое слово. На мой взгляд, это довольно весело, но дети, например, могут обидеться. Поэтому возраст 14+ на коробке оправдан, хотя ничего сверхсложного в игре нет. Я даже умудрился провести игротеку, на которой в «Кодовые имена» играли детишки лет десяти-четырнадцати.

Поэтому, мой вам совет, отыграйте в «Codenames» хотя бы две, а лучше три партии подряд, чтобы лучше проникнуться логикой процесса. Тогда игра предстанет перед вами во всей своей красе! А еще «Кодовые имена» отличный способ перевести непритязательных игроков на новый уровень. Полюбят «Codenames», можно и за семейное евро сажать!

К качеству компонентов у меня нареканий нет – все сделано достойно. Особенно понравились цветные карточки агентов из плотного картона. С реиграбельностью тоже все отлично – целая гора двусторонних карточек слов и пачка карт-ключей, каждый из которых можно поставить любой из четырех сторон, создают огромное количество комбинаций.

Единственный, на мой взгляд, недостаток «Кодовых имен» — оптимальное количество людей для игры. При игре более чем вчетвером падает вовлеченность участников в процесс. Капитан загадывает, один участник отгадывает, а что делать остальным? Обсуждать в игре особенно нечего, ассоциации притянуты за уши, поэтому может быть прав любой игрок — осмысленную логическую цепочку вряд ли получится построить. А что за патигейм на четырех человек?

В остальном отличная игра получилась – веселая и с постепенно раскрывающимся потенциалом. Легко начать, трудно остановиться! С нетерпением ждем ее на полках магазинов в августе!

Запись опубликована в рубрике Для семьи, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • moris88

    На мой взгляд, оптимальное число — 6, т.к. обсуждать как раз есть что.
    Да и обсуждение подсказки капитана это тоже вкусная часть игрового процесса+ помогает капитану лучше понимать логику игроков свой команды.
    А если просто говорить вслух свои мысли себе же, это не так интересно)