Экономикус

В настольной игре «Экономикус» вам предстоит развивать свой бизнес, начав с двух компаний и постепенно захватывая все большие части рынка. Новые отрасли, запуск стартапов, кредиты, кризисы и офшоры. Вы ощутите на себе все прелести деловой конкуренции, как честные, так и не очень. Но не пугайтесь, это не экономический симулятор, не бизнес-игра и не деловой тренинг. «Экономикус» передает основные аспекты финансового рынка в простой и доступной форме.

Предвосхищая закономерный вопрос, сразу скажу – нет, это не очередная «Монополия». В «Экономикусе» намного больше взаимодействия между участниками и игра базируется скорее на принципах классической евро-игры «Колонизаторы (Катана)». При это она более компанейская и разговорная – принять участие в игре может до восьми человек.

«Экономикус» предусматривает два режима игры — по упрощенным и по полным правилам. Упрощенный вариант, на мой взгляд, подойдет только для самых начинающих игроков и детей, так как полностью сводится к формуле «брось кубик @ получи доход, купи компанию». А вот полные правила добавляют в игру кредиты, кризисы, меняющие прибыльность отраслей, события, карты опций, которые вы будете бросать в оппонента, вызывая налоговые проверки и отнимая последние деньги, и многое другое. Поэтому в данном обзоре мы будем рассматривать только продвинутый вариант. Подробно пересказывать правила я тоже не буду. Тем более что автор игры снял отличное видео, в котором все наглядно объясняет. Найти его можно на официальном сайте «Экономикус».

Жажда наживы, власть и известность

Цель игры – получение звезд репутации, которые начисляются за присутствие и доминирование (majority) в отраслях. В процессе игры звезды можно терять, так как лидерство в отраслях постоянно будет меняться. Собственно, это основа для конкуренции и взаимодействия между игроками. Правда, следить за перемещениями звезд весьма непросто. В процессе игры, конечно, можно перепроверить лидерство и присутствие в отраслях. Но ситуацию могут поменять некоторые карты опций, дающие или отнимающие дополнительные звезды. Я настоятельно рекомендую не отправлять такие карты в сброс после применения, а держать в открытую перед собой для удобства дальнейших пересчетов.

Игровое поле модульное и состоит из десяти «лепестков»-отраслей и центрального элемента, служащего для их соединения. Все отрасли обладают двумя показателями – величиной дохода и номером, обозначающим значение, которое необходимо выбросить на двух кубиках, чтобы получить доход.

Так как на двух кубиках чаще всего выпадают значения от шести до восьми, а значения два и двенадцать наиболее редки, какие-то отрасли приносят доход чаще, а какие-то реже. Баланс достигается величиной этого дохода и, естественно, стоимостью компаний, которую игроки определяют на открытых торгах.

Ход происходит донельзя просто – один из игроков бросает кубики, определяя активную отрасль. Все участники, обладающие компаниями в выпавшей или соседней с ней отраслях получают доход. Затем происходят торги за возможность построить компанию в активной отрасли. Стартовой ценой служит номер отрасли, но в процессе аукциона эта цена обычно увеличивается в два, а то и в три раза. Потому что компания в новой отрасли это минимум одна победная звезда, а то и две, если никто из конкурентов пока не успел в ней построиться. Итоговая цена компании записывается прямо на игровом поле специальными стирающимися маркерами, приложенными к игре. В следующий раз торги начнутся именно с этой суммы.

После аукциона все желающие могут так же создать стартапы в данной отрасли за половину текущей цены компании. Стартап это выгодное вложение денег, так как впоследствии он может вырасти в компанию, приносящую и доход, и победные звезды. А за полцены это вдвойне хорошо! Главное не забывать, что каждый участник ограничен всего тремя стартапами, что отражается соответствующим количеством жетонов. Но как только стартап вырастает в полноценную компанию, жетон возвращается и может быть использован снова.

Судьбы стартапов решаются броском кубика сразу перед аукционом. Необходимое для успеха значение определяется количеством компаний игрока в активной и соседних отраслях. Повлиять на результат так же можно с помощью карт опций – каждая сброшенная карта добавляет +1 к результату броска.

В процессе игры в любой момент можно продавать свои компании за полцены, а так же брать кредиты – 5 монет за каждую свою компанию или стартап. Отображается это переворотом жетона обратной стороной, на которой изображен символ процентов. Каждый раз, когда на кубиках выпадает дубль все игроки обязаны выплатить проценты – по одной монете за каждый кредит. Дубль также отвечает за игровые события – со специальной колоды снимается верхняя карта, которая будет считаться активной пока ей на смену не придет новая. То есть до следующего дубля. События влияют на весь игровой процесс, немного меняя правила игры.

Отдельного упоминания заслуживают карты опций, которые могут использоваться не только для стартапов, но и по своему прямому назначению. Они могут временно менять доход в выбранной отрасли, отнимать деньги и даже компании у конкурентов, приносить дополнительные победные звезды и влиять на кризисы.

Кстати, о кризисах! Перед началом партии в колоду опций замешиваются черные карты кризисов. Половина из них это прогнозы, которые перемещают специальный жетон кризиса в текущую отрасль. Другая же половина непосредственно кризисы, которые снижают доход в отмеченной жетоном отрасли. Каждый раз, когда игрок должен получить карту опции, а сверху колоды лежит карта кризиса, сначала разыгрывается эффект черной карты, а потом игрок берет себе следующую.

Опции и кризисы существенно разбавляют игровой процесс, делая его более живым и непредсказуемым. Правда, мне показалось обидным, что не менее половины карт опций обычно сбрасывается игроками именно под стартапы, так как их основной эффект не столь полезен.

Утром — деньги, вечером — стулья

Поскольку игра рассчитана на большое число участников, то при игре менее чем вчетвером может возникнуть ситуация, когда все игроки построили максимум компаний, потратив все свои жетоны, но так и не получили необходимого для победы количества звезд. В таких случаях автор советует продать часть компаний, чтобы затем приобрести их в новых отраслях. Только порой очень трудно донести эту мысль до участников. Зачем продавать хлебные места, которые приносят стабильный доход? Лучше синица в руке, чем журавль в небе! Поэтому я пришел к выводу, что гораздо лучше заканчивать игру, когда хотя бы один из участников построит свою последнюю компанию. А победителя определять по альтернативным правилам, подсчитав все имеющиеся деньги, включая стоимость компаний.

Оформление и компоненты игры однозначно заслуживают похвалы – плотное глянцевое поле, отличная идея со стирающимися маркерами, хорошая для отечественных игр вырубка карт и жетонов. Довершает эту красоту удобный поролоновый органайзер с пометками где какие жетоны должны храниться. Только вот кубики какие-то неказистые.

Игровой же процесс в большей степени зависит от случайности. По механике «Экономикус» можно сравнить с «Колонизаторами» и «Мачи коро».
Но «Мачи коро» построена больше на комбинациях карт, чем на живом взаимодействии игроков. Одни предприятия могут увеличивать доход других, некоторые здания обладают активными свойствами. В общем, типичная карточная игра. «Экономикус» же предполагает общение, заключение союзов против вырвавшегося в лидеры игрока и тому подобное. Девяносто процентов игры состоит именно в торгах и обсуждениях кому на что может хватить денег и к чему это может привести. Самые жаркие споры возникают, конечно, под конец партии, когда один из участников подкопил деньжат и готов приобрести компанию в какой-нибудь невыгодной отрасли (вроде убыточного автопрома), тут же получив за это последние две звезды. Тут в ход идет все – начиная от припасенных на черный день злокозненных карт опций и заканчивая сговорами с закладом всех своих компаний, лишь бы не дать победить другому. То есть игра ближе именно к «Колонизаторам» с их открытыми торгами.

Но, в отличие от «Колонизаторов», доход здесь начисляется не только за отрасль, номер которой выпал на кубике, но и за две соседние, номера которых могут существенно от него отличаться. А поскольку раскладка поля меняется каждую партию, иногда очень выгодными становятся редко-выпадающие отрасли, если они оказываются соседними с теми отраслями, которые выпадают часто. Это задает динамике игре и позволяет избежать холостых ходов, когда участники бросают кубики, но ничего не получают. Но тут уж кому что ближе.

Во всяком случае «Экономикус» полностью соответствует своему слогану «простая и веселая игра о стартапах, кредитах и конкуренции». Это абсолютно семейная игра, за которую можно посадить как детей, так и пожилых родственников. Гики же могут смело проходить мимо.

Запись опубликована в рубрике Авторские игры, Для семьи, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.