Эволюция. Естественный отбор (Evolution)

Две тысячи десятый год стал знаковым для российской индустрии настольных игр. В этом году свет увидела «Эволюция» кандидата биологических наук Дмитрия Кнорре. Оригинальная идея управления эволюционными процессами и выведения адаптирующихся к изменяющимся условиям животных принесла игре популярность и множество наград. Вдохновившись успехом, в следующем же году издательство «Правильные игры» выпустило ее на мировой рынок. Иностранные партнеры оценили необычную тематику игры, но остались неудовлетворенны механикой и оформлением. И вот в 2014 году компания «North Star Games» выходит на kickstarter с переработанной версией «Эволюции», в которой решены основные проблемы оригинала: большое влияние случайности на формирование кормовой базы, зависимость финала партии от решающего последнего хода и слабое оформление. В этом году новая «Эволюция», наконец-то, добралась и до нас!

Эволюционируй это!

Несмотря на все свои лавры, оригинальная «Эволюция» стала для меня одним большим разочарованием. Я пытался дать игре второй шанс, но она его так и не оправдала, получив от меня одну из самых низких оценок на BGG. К озвученным выше проблемам добавлю неудобную подготовку к игре с формированием колоды карт на определенное число участников; жуткий «take that!» с паразитами, которыми можно свести в могилу даже самое адаптивное существо и горечь от того, что 90% игрового времени проходит в пустую, так как важен лишь последний ход. Забудьте все это! Новая «Эволюция» на голову выше своего прародителя. Более того, я был поражен, насколько бережно иностранцы отнеслись к переработке оригинала. Доминик Крапучеттес сохранил все основные аспекты, сделав их более логичными, эффективными и простыми для понимания. А иллюстрации Катрин Гамильтон сделали ее живой и запоминающейся.

В игре используется одна колода карт, отвечающих за свойства животных. Она же отвечает за условие окончания игры – как только иссякнет запас карт, закончится и партия. Животные же представлены удобными эргономичными планшетами, на которых деревянными кубиками отмечается их популяция и размер тела. Со старта каждый участник получает по одному такому планшету. Игровой процесс поделен на несколько простых фаз:

• Все игроки получают по три карты свойств из колоды, а затем добирают еще по одной за каждый имеющихся у них вид животных (планшет).

• Затем участники создают резерв доступной травоядной пищи на текущий ход, взакрытую выкладывая одну из своих карт свойств на поле водопоя. Значения на картах могут быть как положительные, так и отрицательные, что позволяет искусственно регулировать популяцию животных конкурентов.

• Начиная с первого игрока, все по очереди разыгрывают любое количество карт свойств с руки, либо присоединяя их к животным, либо сбрасывая для того, чтобы создать новый вид или увеличить характеристики уже существующего. Размер тела отвечает за защищенность — хищники могут атаковать только животных, которые меньше их. А популяция за количество потребляемой пищи, то есть за победные очки, получаемые в процессе игры.

• После того, как все участники разыграли желаемое количество карт, начинается фаза кормления. Ранее выложенные на водопой карты переворачиваются, производится подсчет доступного количества пищи, и игроки по очереди начинают кормить своих питомцев. Травоядные берут пищу с водопоя, хищник же атакуют других существ, за раз получая столько еды, каков был размер тела жертвы. То есть чем упитанней зверь, тем труднее на него охотиться, но и пищи он приносит больше, позволяя строить агрессивную стратегию. Если пищи на всех не хватило, за каждую недополученную единицу еды популяция вида уменьшается на один. Вся же съеденная еда отправляется в персональные мешочки игроков – в конце игры она принесет победные очки.

Эту простую механику украшает хорошее взаимодействие различных свойств, позволяющее создавать причудливые, но эффективные гибриды и даже выращивать существ на корм собственным хищникам. Ограничение на количество свойств тоже пошло игре только на пользу — создать идеальное существо не получится, но все свойства конкурентоспособны. Механика популяции и размеров тела работает отлично – приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям и следить за планшетами соседей. Интересно, что если кто-то из игроков чрезмерно увлечется агрессией, экосистема сбалансирует себя сама – сожрав последнего травоядного, хищникам придется есть друг друга.

Не больше трех свойств в одни лапы!

Качество компонентов в российской версии отличное – карты плотные, приятные на ощупь. Жетоны пищи и планшеты выполнены из толстого картона, вырубка близка к идеальной. Не могу не отметить и оригинальный жетон первого игрока, выполненный в виде пластикового динозавра одного из шестнадцати видов. Мне, например, достался семейства цераптопсидовых. А вот фанерную ящерицу, идущую бонусом к boomstarter-изданию, я не оценил. Да, она символ серии и сделана на совесть. Но слишком громоздкая и ее обязательно нужно склеивать, тщательно подгоняя половинки, так как без клея в подставке она не держится.

К минусам отечественного издания так же можно отнести отсутствие органайзера (в европейской он был), бюджетные мешочки и даже отсутствие пакетиков для карт и жетонов. К слову, карты отечественного издания отличаются от западного отсутствием черной рамки по краям и русским текстом на рубашке. Поэтому если надумаете покупать англоязычное дополнение, позаботьтесь и о цветных протекторах, скрывающих различия.

В остальном новая «Эволюция» отличная крепкая семейка – простая, невероятно красивая и затягивающая. А главное, что в ней соблюден баланс преемственности и нововведений. Поэтому ее оценят как поклонники оригинала, так и те, кому оригинал не понравился. Ставлю игре большой жирный плюс за атмосферу – наконец-то можно почувствовать, что один зверь у тебя ловкий, хитрый и опасный хищник, а другой, например, неповоротливый и толстый добряк, заслоняющий собой от опасности более мелкие виды. Если вы были в раздумьях, стоит ли брать новую версию — берите, не пожалеете. Тем более, что у вас еще есть возможность заказать себе игру через boomstarter.

А мне уже не терпится освоить дополнение «Полет», которое добавляет в игру птиц, как отдельный вид — со своими уникальными планшетами и отдельной кормовой базой, а так же карты событий. Вот бы и его еще локализовали!

Запись опубликована в рубрике Для семьи, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Denis Kuptsov

    Разочаровался в старой версии после покупки — быстрое вымирание, генерация пищи из неоткуда с помощью симбиотических свойств и прочее не давало ощущение эволюции.

    А вот введение численности популяции всё изменило — главное нововведение на мой взгляд. Размер животного не просто одним свойством,а именно как числовая характеристика — тоже интересно. Так что на новую версию возлагаю надежды, т.к. сама идея эволюции в игре мне нравится.

    А вот на счёт паразита не могу сказать, что он сильно мешал — он же и очки добавлял, хоть и пищи потреблял немало. Но на фоне прочих моментов он не казался серьёзной проблемой игры.
    Прелесть здоровой деревянной ящерицы так же не оценил. Равно как и деревянной рамки для водопоя в целях на бумстартере.

    • http://www.beardgames.ru Pr1celess

      Я просто не люблю топорные механики, а паразит в «Эволюции» был сделан именно так: «У меня есть паразит. На, лови, засранец! »
      Мы же не в «Манчкин» играем.

      • Denis Kuptsov

        Насколько я помню, карта была двусторонняя, так что её совсем не обязательно было играть таким образом. А учитывая возможность выложить её как животное — это уже три способа розыгрыша. Но так карта конечно агрессивная.
        Хотя ещё более агрессивным является нападение хищника на животное другого игрока — и оно никуда не делось, хотя за счёт численности популяции стало менее фатальным.
        Ну и играем всё же не в пасьянс, игра со взаимодействием. Я так понимаю, паразит введён был для того, чтобы иметь возможность воздействовать на животных противника, даже если они не доступны для манипуляции другими способами (скажем, хорошо защищены от атаки хищника, а свойства для преодоления защиты не заходят).
        Я не к тому, что буду скучать по паразиту, но не могу сказать что это был существенный минус предыдущей Эволюции для меня. Т.е. я понял бы если бы в игре не было возможности атаковать и была карта паразита — тогда да, это единственный элемент агрессии, который выбивается из прочего. Но даже помимо прямой атаки там был, скажем, «Топотун» или свойство позволяющее брать две еды за ход (сотрудничество или другая — точно не помню). Они могли нанести вреда не меньше чем паразит, которого нужно было просто прокормить.
        Т.е. я понимаю, что именно Вам не нравится, но не понимаю, почему эта карта не нравится более чем другие виды агрессии в игре.

        • http://www.beardgames.ru Pr1celess

          Мне не нравится именно ее натянутость на процесс, возможность накидать сразу нескольких паразитов одновременно (как обычно и делают) и отсутствие способов противодействия (кроме отрастающего хвоста, насколько я помню). Не вижу в этом ничего напоминающего естественный отбор. Дело здесь не в агрессии, а именно в «на, получай!» от случайной карточки.

          Кстати, в новой версии хищничество сглажено, что меня тоже радует. Потому что раньше можно было только что созданным хищником съесть существо, прокачиваемое в течение нескольких ходов. Теперь это сделать, во-первых, труднее, а, во-вторых, есть популяция, как возможность подстраховаться.

          • Denis Kuptsov

            Честно говоря не помню, чтобы можно было на одно животное набросить нескольких паразитов. =)

            А по поводу охоты хищников в новой версии — ну я в самом начале первого комментария написал, что популяция — это главное нововведение на мой взгляд. Сразу всё становится логичнее.
            Кстати, если бы тут был паразит он должен был бы набрасываться на одно из животных, а не на всю популяцию. И в принципе в таком виде это было бы даже интересно, как мне кажется (играло бы на тематику по крайне мере).