Five tribes (Пять племен)

В свободное время я часто просматриваю сайты и блоги о настольных играх в поисках интересных для меня новинок. Однажды мой интерес привлекло название «Five tribes» (Пять племен) неоднократно всплывавшее в обсуждениях, где игре давали самые лестные оценки. Первые поиски по игре не принесли много информации: классическая евро стратегия с миплами, случайно генерируемым игровым полем и множеством способов получения победных очков. Но, в общем-то, этого было достаточно, чтобы меня заинтриговать. А прекрасное оформление в восточном стиле и имя автора только подогрели мое желание заполучить Пять племен в свою коллекцию. Стоит ли говорить как окрепло мое желание, когда «Five tribes» заняли второе место в номинации «Лучшая игра года»  и первое в номинации «Лучшая стратегия» по версии сайта BoardGameGeek.


Но достать игру оказалось не так-то просто: новинка не успела попасть в ассортимент отечественных магазинов, а предложений о продаже с рук кот наплакал. Мне несказанно повезло, что один из продающих оказался настольщиком из моего города! Так ко мне попала совершенно новая, еще в пленке, игра.
Увесистая коробка наполнена кучей разноцветных деревянных фигурок, двумя стопками карт: ресурсов и джиннов, картонными тайлами поля и жетонами монет. Комплект дополняет удобный органайзер, блокнот для подсчета очков и черный мешочек, служащий «генератором случайных чисел» для начальной расстановки деревянных человечков-миплов.

Действие игры разворачивается в сказочном городе-государстве Нагала, который населяют представители пяти каст-племен: мудрецы, визири, торговцы, строители и ассасины. Игрокам предлагается заручиться их поддержкой, чтобы стать самым влиятельным претендентом на трон султана.

Перед началом партии каждый игрок получает жетоны монет суммой 50 золотых, которые так же являются победными очками и будут использоваться в аукционе за право первого хода, и деревянных верблюдов своего цвета, которыми будут отмечаться подконтрольные игроку территории. Игровое поле формируется из тридцати произвольно разложенных тайлов на каждый из которых выставляется по три мипла, вытянутых вслепую из мешочка.

В начале каждого хода проводится аукцион. Трек ставок поделен на следующие значения: 18, 12,  8, 5, 3, 1 и три значения по 0. Игроки по очереди ставят маркер своего цвета на одно из значений и выплачивают ставку в банк. Сделанную ставку изменить нельзя, поэтому, делая выбор, нужно помнить о том, что выплата ставки это потеря победных очков.

 Великое переселение племен

Во время игры вам предстоит перемещать миплов по прямоугольному полю султаната, выполняя различные действия. Игроки по-очереди берут всех миплов с одного любого тайла и делают столько шагов, сколько миплов было на тайле, оставляя по одному человечку на каждом пройденном тайле. В начале игры это будет 3 шага, но с каждым ходом ситуация будет меняться из-за миграции человечков.
Типов действий всего два: действие миплов и действие тайла, на котором они закончили ход. При активации миплы до конца игры снимаются с поля, а выполняемое действие зависит от их цвета. Желтые визири и белые мудрецы собираются игроком в руку и просто приносят победные очки в конце игры, причем мудрецы также нужны для найма джинов и активации некоторых их способностей. Зеленые торговцы тут же обмениваются на товары с рынка, один торговец на один товар. Синие строители приносят деньги по хитрой формуле: количество используемых строителей умножается на количество тайлов с синим значением, считая финальный тайл и все тайлы вокруг него. Красные ассасины позволяют убить одного любого мипла либо на поле, либо в руке одного из игроков. При этом если после действия миплов тайл оказался пустым на него ставится выполненный в виде верблюда маркер активного игрока. В конце игры такие тайлы принесут победные очки обладателям верблюдов, расположенных на них.

 Верблюды, рынки и джинны

Тайлы, в свою очередь, делятся на рынки, позволяющие купить товары из доступного предложения, священные места, необходимые для призыва могущественных джиннов, оазисы и поселения, при каждом посещении которых на них размещается либо пальма, либо дворец, приносящие дополнительные победные очки игроку, контролирующему этот тайл.

Еще один способ получить победные очки — покупка товаров. В игре используется механика сетов. Чем больше в сете разных карточек товаров, тем больше очков вы получите. Одинаковые товары в подсчете не участвуют, но, покупая их, вы можете лишить соперников возможности собрать большой сет, так как количество карт разных товаров не одинаковое. Например, карт пшеницы и рыбы в колоде по шесть штук, а карт золота, драгоценных камней и слоновой кости всего по две.

Так же в игре есть более двадцати джиннов, обладающих уникальными способностями. Некоторые из них пассивны и действуют в течении всей партии, например джинн Boaz защищает ваших визирей и мудрецов от ассасинов, а Monkir дает вам дополнительные золотые монеты каждый раз, когда на игровом поле появляется новый дворец. Некоторые же способности требуют платы за активацию, как правило, это один или два мипла-мудреца. Так джинн Leta за плату раз в ход позволяет получить контроль над любым тайлом, не содержащим пальм, дворцов и миплов, а Iblis удваивает эффективность ваших ассасинов, наделяя их способностью убивать сразу по два человечка.

Подсчет очков

Подытожим способы получения победных очков:
1) Набор золотых монет, по 1 очку за каждую единицу золота.
2) Сбор белых и желтых миплов. По 2 очка за каждого белого мудреца и по 1 очку за каждого желтого визиря, плюс по 10 очков за каждого игрока, у которого меньше желтых милов, чем у вас. Таким образом, при игре вчетвером лидер по количеству визирей получит не менее 30 победных очков.
3) Захват тайлов султаната. Игроки получают победные очки за каждый тайл, на котором они разместили своих верблюдов. Плюс 3 очка за каждую установленную на них пальму и 5 очков за каждый дворец.
4) Сбор сетов товаров. За полный сет из девяти видов ресурсов можно получить 60 победных очков.
5) Найм джиннов, каждый из которых обладает не только уникальной способностью, но и приносит определенное количество победных очков.

Поскольку в «Five Tribes» можно перемещать и, используя, снимать с поля любых миплов, игра предоставляет большой выбор действий. А от участников требуется умение анализировать ситуацию, выбирая лучший из множества доступных ходов. Партия заканчивается когда хотя бы один из игроков выставит на поле своего последнего верблюда, либо если на поле сложится ситуация, когда невозможно будет сделать ни одного хода.

В целом игра использует множество знакомых механик, таких как аукцион, сбор карточных сетов и расстановку миплов. Правила объясняются за пять минут, но обладают достаточной глубиной и большим количеством нюансов, позволяя увеличивать свой игровой опыт от партии к партии, открывая для себя новые стратегии. Прямого конфликта в игре нет, при этом уровень взаимодействия между игроками достаточно высок, что делает игру глубокой и интересной как для семейного круга, так и для хардкор-геймеров. Партия в среднем занимает полтора часа.

Запись опубликована в рубрике Обзор, Опытным с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Антон Слободчиков

    В преддверии получения посылки с этой игрой полез читать правила… и ни фига не понял! Ваш обзор хорошо проясняет ситуацию, и теперь игра вроде не кажется такой уж сложной. Спасибо!

  • tosh_loco

    В преддверии получения посылки с этой игрой полез читать правила… и ни фига не понял! Ваш обзор хорошо проясняет ситуацию, и теперь игра вроде не кажется такой уж сложной. Спасибо!

    • Pr1celess

      Пожалуйста! Да, описано немного мудрено. Но после пары ходов даже новички вникают в механику.

      Кстати, Days of wonder выпустили небольшой гайд по стратегии, который поможет освоиться: http://cdn1.daysofwonder.com/five-tribes/en/img/ft_guide_en.pdf

      • Kott

        Вот бы кто-нибудь его еще перевел… ((

        • Готов этим заняться в ближайшее время. Залью потом сюда и на Тесеру.