Ханаби (Hanabi)

Я очень люблю кооперативные игры, но меня ужасно раздражает, когда кооператив в них условен и игроки выполняют лишь роль статистов, передвигающих фишки, а всем игровым процессом руководит один опытный участник. Безусловно, совместный мозговой штурм помогает лучше решать сложные задачки, просчитывая последствия разных действий, но такого взаимодействия между игроками мне мало. Разработчики тоже видят в этом проблему, находя различные пути ее решения — начиная от персональных заданий и добавления в игру предателя («Мертвый сезон», «Гномы-вредители») до введения закрытой информации и усложнения вариантов действий настолько, что один человек просто не в состоянии их просчитать («Gears of war», «Warfighter»). Бывают и более оригинальные решения, одно из которых нашел Антуан Боза для своей игры «Ханаби».

Несмотря на то, что игра посвящена запуску фейерверков — яркому и зрелищному событию, саму игру яркой не назовешь. «Ханаби» выглядит настолько невзрачно, что с легкостью затеряется на полке с пестрыми коробками. Мне даже как-то обидно за эту игру, потому что «Ханаби» — настоящий кооперативный хит. Правила объясняются за пять минут, а взаимодействие между игроками столь велико, что действительно важен вклад каждого. В общем, отличная игра на логику и общение, которая понравится и взрослым, и детям.

Буйство красок

Вся игра состоит из колоды карт фейерверков пяти цветов и одиннадцати жетонов. Каждый цвет представлен десятью картами, пронумерованными от 1 до 5: три единички, одна пятерка и по две штуки двоек, троек и четверок.

Некоторые издания так же включают шестой дополнительный цвет для усложнения игры, на правила это совершенно никак не влияет. В зависимости от числа игроков, каждый получает по 4-5 карт на руки. По сюжету игры участники совместно проводят фестиваль фейерверков, стараясь своевременно запускать пиротехнические снаряды необходимых цветов, не давая заскучать случайному зрителю. Несколько оплошных промахов и все представление пойдет насмарку!

Перед началом игры так же формируется пул игрового времени из восьми синих жетонов. Задача участников — выложить на столе ряд из карт каждого цвета в порядке возрастания. Казалось бы, что может быть легче?

Но не тут-то было! Дело в том, что игроки не видят своих карт — они держат их в руке рубашкой к себе, лицом ко всем остальным.

Естественно, информацией о картах можно делиться друг с другом, но только по определенным правилам. Собственно, в свой ход можно выполнить одно из трех действий:

  • Сообщить одному игроку информацию о его картах. Можно озвучить либо один цвет, либо одно значение, указав на соответствующие карты в его руке. Например, «вот эти две карты у тебя единички». За это придется уплатить в банк один жетон времени.
  • Разыграть карту с руки, начав или продолжив один из рядов фейерверков. Если сыгранная карта не подходит ни к одному из рядов, команда получает штраф — красный жетон. Если наберется три таких жетона, партия будет проиграна.
  • Сбросить карту с руки, восстановив один жетон времени.

Поскольку количество карт в колоде не одинаково, случайный сброс одной пятерки может оказаться роковым. Но и тратить подсказки напропалую не получится, иначе скоро вы столкнетесь с ситуацией, что нужно делать ход, а вы совершенно не знаете, что у вас в руках. Практика показывает, что сообщать информацию об одной карте в большинстве случаев неоправданно. Правда, бывают случаи, когда игроки забывают, что им говорили и приходится подсказывать по второму кругу. Поэтому настоятельно рекомендую перекладывать и «оттопыривать» названные карты. В этом плане западное издание намного лучше российского — у нас зачем-то сделали карты квадратными, из-за чего любые манипуляции с ними затруднительны.

На что он пытается нам намекнуть?

«Ханаби» напоминает коллективный пасьянс, где все участники стараются продолжить общие цифровые ряды, не зная собственных карт. Главная изюминка игры, что ответственность за сделанный ход полностью лежит на ваших плечах. Благодаря тому, что возможность подсказывать другим игрокам строго регламентирована правилами, никто не сможет навязать вам единственно верное решение. Хотя вы можете обсуждать действия друг друга, просчитывать ходы наперед и советовать друзьям выполнить то или иное действие. Эти обсуждения являются неотъемлемой частью игры и приносят немало удовольствия. Типичный пример из жизни: товарищи просят тебя подсказать значение одному из игроков, ты его озвучиваешь, а команда в чувствах восклицает «Да не это значение надо было подсказывать!» :)

Чтобы подобное случалось как можно реже, вот вам несколько простейших советов по игре. В первую очередь стоит выкладывать единички, чтобы в дальнейшем их можно было беспрепятственно сбрасывать, восстанавливая жетоны времени. Если есть возможность, лучше полностью закончить один из рядов. Во-первых, это тоже восстановит жетон времени, а, во-вторых, лишние карты этого цвета так же можно будет отправить в сброс.

Очень здорово, что правила предоставляют большую свободу в общении между игроками. Можно играть по-хардкору, общаясь только во время обмена информацией, а можно и намеки использовать. По сути вы сами задаете себе уровень сложности, исходя из предпочтений. Помните только, что каждый раз, когда вы будете громко вздыхать, мотать головой и клацать зубами, намекая на неверный ход вашего товарища, игра может показаться вам слишком легкой. Ну, хоть посмеетесь :)

В этом вообще перелесть «Ханаби» — стараться сдерживать себя от искушения подсказать. По сути любое действие может стать намеком, в зависимости от того, как его истолкует товарищ по команде.

Азарт, логика, стратегия и даже веселье — все присутствует в этой игре. А, главное, что она не занимает много места и раскладывается минут за двадцать. Воистину минималистский шедевр!

Запись опубликована в рубрике Для семьи, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • http://vk.com/labirint.zerkal Yury Yamshchikov

    Да, отличная игра, приятный филлер-кооператив.
    PS Ты ведь будешь на Игроконе? Я приезжаю на субботу, буду рад увидеться 😉

  • Rusepa

    на самом деле это очень сложная игра, в которой надо много думать
    зато она здорово развивает память. Автор забыл упомянуть, что в неё можно играть с конвенциями ( сиречь, сбрасываем сначала более старые карты, как трактовать намёки и всё прочее). Впрочем, она и так хороша.

    • http://www.beardgames.ru Pr1celess

      Третий абзац снизу именно на эту тему. Сбрасывать старые карты, кстати, не оптимальный вариант. Лично мне он напрочь взрывает мозг, я предпочитаю раскладывать карты в руках не по времени их получения, а по известной мне информации — в одну сторону один цвет, значения слегка выдвигаю вверх, чтобы они торчали. Тут уж кому как удобнее.