Мачи коро (Machi koro)

Коробка с игрой Мачи коро

Около двух десятилетий назад большой популярностью пользовались компьютерные игры, посвященные строительству городов. «Settlers», «Knights and Merchants» и, конечно, «Sim city» были одними из любимейших игр моего детства. И почему экономические стратегии, посвященные созиданию вышли из моды?

Но настольный мир живет своей жизнью. Немецкая школа геймдизайна, продвигающая мирные настольные стратегии в противовес американским играм с прямым конфликтом, породила на свет множество прекрасных градостроительных стратегий. Не удивительно, что тема городов является одной из самых популярных для игр европейского жанра — шумные мегаполисы стали центром жизни современного общества. Кто не мечтал управлять своим городом? Строить мосты, прокладывать дороги, налаживать инфраструктуру?
Большие города — шумные, хаотичные, но упорядоченные, живущие в своем особенном ритме, вдохновляли не только европейцев. Сегодня в Бородатом блоге обзор на японскую градостроительную игру «Мачи коро».

Этот город самый лучший город на земле!

«Мачи коро» предлагает каждому игроку побывать в роли мэра небольшого, но развивающегося городка. Стартовые города участников включают всего два предприятия — пшеничное поле и пекарню, отличающиеся желтым цветом рубашки, облегчающей их поиск при подготовке к игре. Еще три монеты выделяется на развитие из государственного бюджета.

Стартовый расклад игры Мачи коро

Центр стола занимает резерв — магазин доступных для постройки предприятий. Все игровые постройки выполнены в виде карточек, на которых доступно изложены их свойства — результат броска кубика, при котором срабатывает эффект, название и тип предприятия, игровой эффект и цена строительства.

Магазин предприятий. Игра Мачи коро

В игре есть так же двусторонние карты достопримечательностей, сооружение которых является условием победы. Кто быстрее закончит постройку всех достопримечательностей, тот и победил. Достопримечательности так же обладают особыми свойствами, позволяющими бросать два кубика, перебрасывать непонравившийся результат, получать дополнительный доход от определенных типов предприятий и тому подобное.

Карты достопримечательностей. Игра Мачи коро

Игровой процесс строится следующим образом: активный игрок бросает кубик и получает доход от предприятия, значение которого выпало на кубике. Обратите внимание, стартовое пшеничное поле приносит доход в одну монету каждый раз, когда на кубике выпадает 1, а диапазон значений стартовой же пекарни составляет 2 и 3. Таким образом на начало игры половина возможных значений броска кубика будет результативной.

Начальный город игрока. Игра Мачи коро

Далее активный игрок может купить одно из доступных предприятий, выплатив его стоимость в игровой банк и добавив карточку постройки к своему городу. Затем ход передается следующему игроку.
Одинаковые здания строить не запрещается. Наоборот, на этом строится механика игры — либо игрок распыляет свои силы, стремясь получать стабильный доход при любом результате броска, либо делает упор на конкретные значения, собирая с них доход редко, но метко.

Чтобы разбавить ощущение полного рандома, все карты предприятий делятся на четыре типа:

  • Зеленые. Приносят доход только в свой ход.
  • Синие. Приносят доход во время хода любого игрока.
  • Красные. Позволяют отнимать деньги у других игроков.
  • Фиолетовые. Обладают особыми свойствами, позволяющими влиять на соперников. При этом можно построить не более одного фиолетового здания каждого типа.

Японский минимализм. Игра Мачи коро

Схема очень проста, но на удивление хорошо работает, позволяя строить различные стратегии. Зеленые карты в целом приносят больше дохода, но срабатывают нечасто. Синие здания работают заметно чаще и позволяют собрать неплохую сумму за один круг при большом числе участников. Но они прекрасно балансируются количеством игроков. Чем больше участников, тем эффективнее эти карты и тем быстрее они скупаются, примерно поровну распределяясь между игрокам. При меньшем числе участников вероятность их срабатывания снижается, снижая и спрос на эти постройки. Красные и фиолетовые предприятия позволяют взаимодействовать с оппонентами, забирая у них доход.

В «Мачи коро» так же очень элегантно решена проблема даунтайма — игроки внимательно следят за каждым ходом, ожидая результата броска соперника. Что ни говори, кубики добавляют игре азарта.

Чудо японского минимализма

В Российское издание от «Мир Хобби» так же входит дополнение, добавляющее в игру новые здания с более сложными и интересными свойствами, а так же две новых достопримечательности — теперь для победы нужно построить на два здания больше. Зато и к стартовым предприятиям игрока добавляется карта ратуши, позволяющая получить из казны одну монету, если у вас совсем не осталось денег.

Карты дополнения. Игра Мачи коро

Так же в правилах описан продвинутый режим игры с ограничениями, в котором резерв магазина ограничен 10 разными зданиями, вытянутыми из колоды. Если из колоды вытягивается карта, которая уже есть в магазине, она кладется сверху на свою копию, а из колоды тянется новая. То есть выбор игроков всегда ограничен десятью постройками.

Так будет выглядеть ваш город в Мачи коро

После пробной первой партии мы сразу перешли на продвинутые правила и к базе больше не возвращались. Дополнение добавляет игре глубины и планирования, переводя ее совершенно на другой уровень и опровергая распространенное убеждение, что игра через один кубик более эффективна. Новые здания хорошо комбинируются между собой, а математическое ожидание вместе с возможностью переброса кубиков позволяет строить эффективные стратегии, приносящие десятки монет в ход.

Настольная игра Мачи коро

«Мачи коро» отличная семейная игра, в правилах которой легко разобраться ребенку, при этом она обладает настраиваемым уровнем сложности, что позволяет с удовольствием играть в нее и опытным игрокам. Меня нисколько не удивляет, что эта игра была хитом Эссена, а ее продажи в Америке перевалили за 100 000 копий. В ней соблюдена та самая гармония, когда все просто, лаконично, но не глупо. Минималистичное оформление, конечно, на любителя, но лично меня оно подкупило своим комиксно-мультяшным стилем. Мне нравится изящность этой игры и я рекомендую ее как прекрасную гейтвейную настолку, помогающую новичкам быстрее освоиться в мире карт, фишек и кубиков, а фанатам одной игры оторваться, наконец, от своих «Колонизаторов» и попробовать что-то еще. Тем более, что эти иры очень очень похожи.

Состав игры Мачи коро

Запись опубликована в рубрике Для семьи, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Dmitriy Arerviin

    Ох, точно, продвинутые правила, а мы как-то и забыли про них. Попробуем.
    Фото отличные!)

    • Спасибо на добром слове! 🙂

  • Александр Казанцев

    Сразу скажу, что играть надо с допами и по усложненным правилам с 10 картами — тогда стратегия проявляется во всей красе. Единственный минус, что на двух игроков очень много зависит от броска кубика — когда игроков больше, то грамотное планирование покупок нивелирует удачу/неудачу бросков.

    Сейчас хотим еще доп. Шарп добавить и посмотреть, куда уведет с ним.

  • Спасибо за отличный блог и наводку на игру. Решил с нее начать погружение в мир настолок.
    Отыграв несколько вечеров, столкнулись с проблемой «одного кубика» — на два кубика никто не торопится переходить. Стратегия обкаталась и устаканилась на покупке «Магазинов», «Кафе», «Телецентра», «Торгового центра» и уже дальше по обстоятельствам. Оставалось дождаться четверок и победа не за горами.
    Хотел спросить совета, как вырваться из этого «порочного круга», но, видимо, сам нашёл ответ в конце статьи — продвинутые правила =) Попробуем в следующий раз с ними.

    P.S. До каких пор выкладывать карточки в резерв ограниченного 10-ю зданиями магазина? До момента, когда на стол ляжет 10-е здание (и оно будет в единственном экземпляре), или все эти 10 зданий заполнять по полной всеми имеющимися карточками?

    • Привет! Спасибо на добром слове.
      Карточки выкладываются до тех пор, пока на столе не будет 10 РАЗНЫХ зданий. Одинаковые просто кладутся друг на дружку и условно считаются 1 зданием.

      • я понял про 10 =) но эти 10 зданий в количестве всех 6 карт выкладывать или только теми, которые выпадают повторно? И тогда 10-е здание точно будет представлено одной карточкой, т.к. после ее появления на столе весь «комплект» из 10 зданий заполнен и повторно карточку с этим десятым зданием можно будет вытащить, когда одно из зданий раскупят и из колоды опять будут тянуться карты до появления нового «десятого» =)
        Надеюсь, не очень запутано объяснил =)

        • Только теми, что выпадают повторно, конечно. Главное, колоду перед игрой как следует перемешать, чтобы позиции в магазине постоянно менялись, заставляя игроков уйти от выработанной победной стратегии.