Проект Манхэттен (Manhattan project)

Вы — почтенный обломок прошлого, если помните времена,
когда «мировой пожар» был всего лишь метафорой.
Франклин П. Джонс

Внимание, внимание!
Открыта новая революционная технология! Нашим ученым удалось покорить атом!

Настольный еврогейм «Проект Манхэттен» посвящен не самой веселой теме мировой истории — холодной войне и сопутствующей ей гонке вооружений. Но разработчики постарались на славу, оформив игру в стилистике агит-плакатов и газет тех времен с лозунгами вроде «Выполним пятилетку в 4 года!» или «Болтать — врагу помогать!» и изображениями счастливых лиц рабочих обогатительных заводов и летчиков, с улыбкой несущих ядерные бомбы в недрах своих самолетов. Даже игровое поле выполнено в виде рабочего стола с папкой документов, фотографиями и заметками. Особенно на нем запоминаются «кофейные пятна», которые ошибочно можно принять за дефект печати. Благодаря этой атмосфере и иронии, авторам удалось сгладить возможный негатив восприятия игры.

Игрокам предстоит выступить в роли лидеров мировых сверхдержав, стремящихся сделать свою страну №1 в мире. Игра рассчитана на 2-5 игроков и в среднем займет у вас полтора часа времени, на протяжении которого вы будете разрабатывать и строить атомные бомбы. Победные очки приносит создание бомб, их испытания и постановка на вооружение. Механика игры построена на расстановке рабочих, которых можно разместить как на общем игровом поле, так и на персональных планшетах участников.

На начало партии каждый игрок получает четырех обычных рабочих выбранного цвета, небольшую сумму в игровой валюте и пару самолетов для защиты границ своей державы. На общем игровом поле раскладываются карты доступных для постройки зданий, чертежи бомб и цветные фишки игроков, отображающие запасы обогащенного урана и плутония, а так же уровень развития шпионажа. Задача игроков — создать полноценный военно-промышленный комплекс, включающий добычу и переработку урановой руды, лаборатории и фабрики. Дело это не простое, поэтому каждому лидеру понадобятся не только ресурсы, но и квалифицированный персонал — инженеры и ученые, которых предстоит обучить в университетах. Инженеры позволяют быстрее добывать руду и строить некоторые здания бесплатно, а ученые необходимы для переработки этой руды и производства бомб.

В каждом раунде любому из игроков предоставляется совершить одно из двух действий: «разместить рабочих» или «убрать рабочих». Если игрок решает разместить, то он может поставить одного любого рабочего на общее игровое поле и неограниченное количество рабочих на свое собственное. Уже исходя из этого мы понимаем, что гораздо выгоднее ставить рабочих на свой планшет. Но для этого вам понадобится построить много зданий, что потребует затрат денег и производственных ресурсов. И, естественно, все было бы слишком просто, если бы не было никаких других препятствий. А именно — шпионажа и бомбардировок.

На общем игровом поле есть соответствующие места, заняв которые игрок может покуситься на собственность соперника. Шпионаж позволяет размещать своих работников в чужие здания, экономя на постройке собственных и занимая наиболее выгодные предприятия. А поле авиаударов позволяет совершать бомбардировки, размещая маркеры повреждений на выбранных вами зданиях противника. Поврежденными зданиями нельзя пользоваться, а их ремонт обойдется владельцу в копеечку. Рабочие при этом возвращаются в руку к владельцу, они успешно пережили бомбардировку в бункере. Но бомбить просто так тоже нельзя — для начала вам придется полностью уничтожить вражеские истребители, потратив свои. Истребители размениваются один к одному. То есть для уничтожения 3х чужих самолетов вам понадобится 3 своих. При игре с несколькими игроками зачастую это может подставить вам самих под удар следующего игрока, что нагнетает обстановку и вы по-настоящему ощущаете себя политиком той эпохи, с опаской поглядывающего на соседей и их авиацию. На этой системе и строится большая часть стратегии, но есть и другие особенности.

Например, все игроки ограничены 4 фигурками чернорабочих, инженеров и ученых. Однако, есть еще по 4 фигурки нейтральных, серых работников, которыми может воспользоваться любой из участников. И здесь есть некая тонкость игры, потому как во время действия «убрать рабочих» игрок возвращает всех рабочих своего цвета, а так же всех серых рабочих, размещенных на общем поле, даже если их разместили другие игроки. При этом серые рабочие, отправленные в качестве шпионов на планшеты оппонентов не снимаются, продолжая блокировать здания. Убрать их может только сам хозяин планшета, выбрав аналогичное действие в свой ход.

Бомбы различаются стоимостью производства, значением победных очков и типом начинки — ураном или плутонием. Плутониевые бомбы отличаются от урановых тем, что их можно взрывать. Вернее взрыв можно произвести только один, да и тот тестовый. При взрыве бомбы вы теряете ее карточку вместе со всеми победными очками, которые она вам приносила. Зато взамен получаете жетон тестового взрыва, который принесет вам немного дополнительных очков (первый игрок, который проведет испытания, получит наибольшее количество очков, каждый последующий меньше) и, самое главное, бонус — отныне все ваши плутониевые бомбы будут приносить вам больше победных очков. Количество победных очков, получаемых до и после испытания указано на самих карточках бомб. Эта игровая особенность отлично передает метафору «гонка вооружений», вынуждая игроков проводить испытания как можно скорее.

Все эти нюансы делают игровой процесс глубоким, но не сложным. Взаимосвязь между действиями достаточно логична и интуитивно понятна, что позволяет новичкам быстро втянуться. Игра прекрасно сбалансирована и не слишком конфликтна, что делает ее хорошим выбором для спокойных дружеских посиделок.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Опытным с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.