Мор. Утопия (Pathologic)

Где-то на краю земли в затерянном в степи городе разразилась эпидемия неизвестной болезни, названной песочной язвой или в просторечье Чумой. Правительство сразу же отправило в город инквизитора, поставив задачу остановить эпидемию во что бы то ни стало. По прибытии стало ясно, что город уже не спасти. Чума заражала квартал за кварталом, расчетливо, коварно, словно живое существо, обладающее интеллектом. Но инквизитору повезло – в городе оказалось трое врачей, готовых выступить против Чумы. Конечно, назвать их всех врачами можно лишь номинально. Один – бакалавр медицинских наук, талантливый ученый-новатор. Другой – гаруспик, предсказатель, читающий будущее по внутренним органам животных. А третья — неизвестная бродяжка, обладающая экстрасенсорными способностями. И у каждого свой план борьбы с болезнью, подразумевающий гибель большей части жителей. Осталось лишь сделать выбор, довериться одному из них, принять жестокое решение, дающее призрачный шанс на спасение. Иначе «Мор» пожрет всех.

Кабы не было чумы…

В настольной игре «Мор. Утопия», разработанной по мотивам одноименной компьютерной игры в жанре horror-survival, один из участников становится Чумой, пожирающей мистический город, остальным же достается роль врачей, пытающихся остановить эпидемию. Игровые стороны ассиметричны – врачам для победы нужно выполнять задания, собирая аргументы, подтверждающие, что именно ваш план поможет победить болезнь, Чуме же нужно погубить трех Приближенных – самых талантливых жителей города, поддерживающих врачей.

В коробке вы найдете игровое поле, изображающее карту города и его окрестностей, планшеты игроков – докторов и Чумы, несколько колод карт, блокнот «Хроники Второй Вспышки», горку жетонов и двусторонние фишки персонажей. Трое персонажей врачи – Бакалавр, Гаруспик и Самозванка, остальные девять — их Приближенные. Несмотря на то, что Приближенные поддерживают определенных врачей, что отражено цветом их фишек, это нейтральные персонажи, управлять которыми может любой игрок-врач.

Каждому игроку-врачу достается персональный планшет с портретом и биографией персонажа, один жетон стартового ресурса и персональная колода карт рецептов. У всех врачевателей свои методы противодействия эпидемии, поэтому эффекты карт рецептов существенно отличаются.

В начале игры каждый врач выбирает один из рецептов, с которым он начнет партию. По ходу игры врачи будут получать новые рецепты из своей колоды, каждый раз выбирая их осознанно, ориентируясь на ситуацию. Доктора по очереди выставляют на свободные локации игрового поля своих персонажей и Приближенных черными подставками вверх. Такое положение фишек означает, что персонажи находятся в карантине и защищены от Чумы. Но чтобы перемещаться между районами и выполнять задания им предстоит покинуть зону комфорта, перевернувшись белой подставкой вверх.

Чуме так же достается свой планшет, но вместо рецептов Чума получает стопку жетонов штаммов – опасных «следов», которые болезнь оставляет за собой. В отличие от рецептов врачей жетоны штаммов достаются Чуме случайным образом – с верха стопки. Так же случайным образом из колоды Обреченных определяются три жертвы-Приближенных, гибель которых будет знаменовать победу болезни. А поскольку Чума бестелесна и не осязаема, свои перемещения она будет заносить в «Хроники Второй Вспышки».

Игроки ходят в определенной последовательности. Первой всегда начинает Чума, затем ход передается Бакалавру, Гаруспику и, наконец, Самозванке. Свой первый ход Чума начинает в любом свободном от персонажей квартале или в степи – обширной территории, окружающей город с юга и востока. Только Чума может перемещаться по степи, покидая город с одной стороны и возвращаясь с другой. Дальнейшие ходы Чумы подчиняются следующему алгоритму:

  1. Перемещение. Чума может сделать один шаг в соседний квартал или остаться на месте.
  2. Заражение / Осада. Оба этих действия приводят к гибели Приближенных и перемещению врачей в карантин, но работают немного по-разному. Заражение мгновенно убивает всех Приближенных, лишенных карантина (стоящих белыми подставками вверх), осада же позволяет убить Приближенных в карантине, но для того, чтобы начать осаду, Чума должна пропустить фазу перемещения. После чего на пораженный район выкладывается жетон осады, раскрывая местоположение Чумы и предупреждая врачей об опасности. Если Приближенные не покинут опасный район до начала следующего хода Чумы, они погибнут.
  3. Штаммы. По своему желанию Чума может оставить штаммы-ловушки на пути своего следования, если они у нее есть. Все действия персонажей кроме перемещения в соседний район активируют штамм, суля неприятности всем живым.

Если в результате действий Чумы погиб хотя бы один Приближенный или врач оказался в карантине, Чума получает одно дополнительное перемещение, что значительно ускоряет ее перемещение по игровому полю.

Ход же врачей разбит на две фазы:

  1. Подготовка. Если на игровом поле открыто менее четырех заданий, из колоды событий берется новое, а Чума получает один жетон штамма.
  2. Действия. В эту фазу каждый игрок-врач может выполнить два любых действия. Выбор действий невелик: можно выйти из карантина; переместиться на одну или две клетки игрового поля; выполнить открытую миссию; разыграть карту рецепта «действие»; получить врачом ресурс из банка; передать ресурс другому персонажу. При этом участники ограничены только одним действием на одного персонажа. То есть нельзя выйти из карантина и сразу же покинуть район – придется либо ждать своего следующего хода, либо просить помощи других игроков.

В свой ход врач так же может не тратя действия применить знак договора, связав любого из Приближенных священной клятвой. На выбранного Приближенного кладется жетон с символом связанного с ним врача. Отныне остальные врачи не могут выполнять действия этим персонажем.

Теперь немного о миссиях и победных целях участников. В колоде событий ровно пятнадцать заданий – по одному на каждый квартал города. На карте задания обозначен ресурс, необходимый для ее выполнения – ключ, конверт или монета, и особое свойство, которое может активироваться как сразу при открытии квеста или при его завершении , так и действовать до тех пор, пока задание не будет выполнено.

За выполнение миссии Приближенным своего цвета игрок-врач получает два аргумента. Если же задание было выполнено самим врачом или любым другим Приближенным, это приносит только один аргумент. Для победы необходимо набрать восемь аргументов. Причем все врачи начинают игру уже с тремя – по одному за каждого своего Приближенного. Но если его Приближенный умирает, врач теряет один аргумент, становясь дальше от победы. В качестве компенсации он получает новый рецепт из персональной колоды.

Все Приближенные обладают каким-либо неисчерпаемым ресурсом, необходимым для выполнения заданий и обозначенным на их фишках и планшетах игроков. Поэтому их потеря не только отсрочивает победу одного из врачей, но и лишает жизненно-важных ресурсов.

С Чумой же все просто – она ходит из локации в локацию, собирая свой кровавый урожай. По большому счету она может убивать всех, до кого дотянется. Ведь это дает ей дополнительные действия, ускоряя продвижение, и мешает врачам. А поскольку Приближенные в карантине не могут выполнять практически никаких действий, очень скоро они все начнут покидать безопасные места, становясь легкой добычей для Чумы.

Не кружило б воронье…

Первое, на что стоит обратить внимание – «Мор» это не кооперативная игра, как может показаться поначалу. Несмотря на то, что все врачи противодействуют общему злу, цели у них разные. Только один врач сможет доказать инквизитору свою правоту, только один план спасения города будет реализован.

Это демонстрируют и персональные колоды рецептов врачей, делающие их непохожими друг на друга. Почти у каждого врача есть козыри в рукаве, направленные на то, чтобы насолить оппоненту – отнять ресурсы, подвинуть чужого персонажа и тому подобное. Правда за игру вы сможете применить не более четырех рецептов – один стартовый и по одному за каждого погибшего Приближенного вашего цвета. Выбора как такового нет — многие рецепты повторяются и разница лишь в том, чтобы помочь себе или насолить противнику. Бороться друг с другом совершенно не выгодно, но конкуренция обязывает.

Поскольку игровые задания равноценны и открываются в случайном порядке, в большинстве случаев персонажам даже ходить далеко не надо – выполняй ближайшее. Из-за чего в первой половине игры большая часть Приближенных стоит мертвым грузом, дожидаясь прихода болезни. Зато когда поле поредеет, предстоит побегать не только за квестами, но и от невидимой и ненасытной Чумы. К сожалению, при игре вдвоем шансов пережить эпидемию практически нет. Из-за ограничения в одно действие на одного персонажа вы просто не успеете вывести из-под осады Приближенных находящихся в карантине. Первым ходом Чума начинает осаду, вы выводите осажденного персонажа из карантина, начинается второй ход Чумы – персонаж умирает. То есть эта механика работает только если врачей минимум двое – один выводит Приближенного из карантина, второй перемещает его из осажденного квартала.

Правила написаны довольно путано и местами с излишними повторениями, не объясняя при этом некоторых игровых нюансов. Разработчики охотно отвечают на все вопросы на Тесере, но FAQ все-таки не хватает. Надеюсь, со временем он появится на официальном сайте игры, где, кстати, обещают выложить саундтрек, создающий соответствующую игре атмосферу. Ведь «Мор» берет именно атмосферой – приятным оформлением и оригинальным сеттингом. Но из-за того, что игра ограничена рамками сюжета, она линейна. Каждую партию на столе будут развиваться примерно одни и те же события. Будет меняться лишь их очередность и жертвы.

Погружению в таинственный миры игры способствуют и ее компоненты. Блокнот Чумы вообще песня – достаточно большой, чтобы игрокам не было видно, что пишет Чума, и с картой города на внутренней стороне обложки, чтобы Чуме не приходилось каждый раз вставать и пристально разглядывать игровое поле.

Жетоны вырублены хорошо, поле большое и плотное. Но у всех карт и жетонов штаммов, к сожалению, хромает цветопередача – разница оттенков рубашки хорошо заметна на фотографиях. Хотелось бы еще игровых персонажей поярче, а то их довольно трудно отличить друг от друга, особенно, если у вас не идеальное зрение.

При кажущейся сложности игровой процесс чересчур прост. Чума перемещается, кого-то убивает, если может, и передает ход врачам. Открывается новое задание, врачи ходят и выполняют миссии, — вот и весь ход. Игре очень не хватает разнообразных сценариев и вариантов развития событий. Взаимодействия между участниками практически нет, сюжет не преподносит сюрпризов, оставаясь линейным от партии к партии, из-за чего игра превращается в головоломку с заочным определением победителей и непокидающим чувством дежа вю. На мой взгляд «Мор» рассчитан только на начинающих игроков и, конечно, поклонников компьютерной версии, которые встретятся со знакомыми персонажами. Если бы не мрачный сеттинг, навязывающий ограничение 16+, «Мор» вполне мог бы войти в категорию семейных игр, в которые можно играть с детьми.

Благодарю магазин Cardplace за предоставленную для обзора игру.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Простая игра с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.