Морское сражение

Меня зовут Фрэнсис Дрейк. Мой мир – это кровь и огонь.
Кровь раненых и умирающих моряков, и огонь, пожирающий пробитые ядрами тонущие корабли. Мой галеон «Золотая лань» обошел весь земной шар, преодолев все невзгоды. Но сейчас случай особый. Пиратская столица в опасности! Британская империя хочет захватить Тортугу, а братья-пираты готовы вонзить кинжал в спину, чтобы единолично править островом после победы над королевским флотом. Но я не сдамся без боя. Заряжайте пушки, готовьте абордажные крюки, мы выходим в море!

В настольной игре «Морское сражение» вам предстоит взять под свое командование экипаж одного из четырех кораблей, участвующих в сражении за Тортугу. Это жестокая игра на выбывание, в которой вам предстоит обстреливать из пушек вражеские корабли, и брать их под свой контроль, перебрасывая на них пиратов. Ведь даже если ваш корабль потопят, а кто-то из абордажной команды останется на чужой посудине, у вас будут все шансы захватить ее, снова став капитаном. И, внимание! Это игра на скорость! Экшен, драйв, умение сориентироваться в пылу сражения – именно так видит настольный боевик мой тезка из Екатеринбурга — Сергей Усминский, автор «Морского сражения».

Волны ярости

И я не случайно начал этот обзор с отсылки к Безумному Максу, потому что изначально игра разрабатывалась именно в этом сеттинге. Но, сами понимаете, авторские права, дорогая лицензия. Вот издатели и решили, что гонки со стрельбой на кораблях ничуть не хуже автомобильных сражений постапокалипсиса. Вопрос, конечно, риторический, но главное, что логика игровых действий из-за смены сеттинга не пострадала. Стрельба осталась стрельбой, и пираты гибнут в бою так же быстро, как отправляющиеся в Вальхаллу налетчики Цитадели.

В своей основе «Морское сражение» это игра-хватайка, в духе «Диких джунглей» к которой добавили элементы тактики. Задача игроков – уничтожить всех конкурентов, оставшись единственным выжившим капитаном. Для этого каждый ход участники открывают верхнюю карту общей колоды приказов и наперегонки пытаются прокричать команду своего цвета. Тот, кто сделал это раньше и, разумеется, без ошибок, забирает карту себе.

Как только игрок собирает необходимое число карт приказов одного типа, он выполняет особое действие – перестраивает свой корабль, стреляет из пушек или высаживает абордажную команду. Пираты уничтожают чужой экипаж, при случае полностью захватывая корабль, а пушки наносят урон корпусу судна. Несколько попаданий, и корабль идет на дно вместе со всеми кто находился на его палубах.

Теперь о нюансах. В игре условно четыре разных корабля: «Золотая лань», «Черная жемчужина», «Баунти» и «Месть королевы Анны». Но каждый из них представлен в трех вариантах, отличающихся параметрами. Участники по своему желанию выбирают любой понравившийся. Стандартный корабль способен выдержать пять попаданий из пушки (обозначаются жетонами ядер) и разделен на три основных зоны: капитанский мостик, палубу и безопасное место, обозначенное зеленым. Каждый участник начинает игру с пятью моряками (обозначаются почему-то жетонами с символом штурвала), один из которых становится у руля, а остальные размещаются на палубе.

Затем участники выбирают стартовую расстановку своих кораблей – один из капитанов задает границы, размещая свое судно первым, а остальные по очереди стыкуются друг к другу. Расположение кораблей задает определенные условия. Например, нельзя обстреливать корабли позади себя, так как на корме нет пушек. Зато, оказавшись между двумя вражескими судами, можно одним действием обстрелять их оба. Похожая ситуация и с высадкой абордажной команды – на корабль впереди может десантироваться только капитан.

К сожалению, правила написаны очень своеобразно, без необходимых примеров и иллюстраций, и, местами, даже с разночтениями. Поэтому некоторые игровые моменты я буду описывать максимально подробно, заранее уточнив их у автора.
Всего в игре четыре типа приказов, каждый из которых срабатывает как только игрок собирает карты на сумму 4 бочонка (нарисованы слева от символа приказа):

На абордаж! – ваш пират перепрыгивает на палубу соседнего корабля и занимает там безопасное место, если оно свободно.
Затем либо А) любой ваш пират убивает одного из чужих моряков, находящихся на той же палубе (не в безопасном месте), либо Б) если на палубе корабля больше ваших пиратов, чем пиратов любого другого игрока, один из ваших пиратов перемещается на капитанский мостик и убивает капитана, становясь за штурвал.
И, наконец, если ваш морской волк находится на корабле без капитана и не выполнял никаких других действий в этот ход, он автоматически перемещается на капитанский мостик и встает за штурвал.

Полный вперед! – либо переместите ваш корабль, либо выстрелите из его пушек в любые соседние с ним посудины. Это действие выполняется для каждого корабля, которым вы управляете.
Затем ваш пират перепрыгивает на палубу соседнего корабля и занимает там безопасное место, если оно свободно.
Наконец, если ваш моряк находится на судне без капитана и не выполнял никаких других действий в этот ход, он автоматически перемещается на капитанский мостик и встает за штурвал.

Пли! – если капитанский мостик свободен, ваш пират перемещается за штурвал, и убивает любого соперника на этом корабле, включая тех, кто прячется в безопасном месте, или капитана любого другого корабля (другими словами любого вражеского пирата в игре).
Затем капитан, который ничего не делал в эту фазу, может оставить свой мостик, переместиться на палубу и убить одного из противников, включая тех, что прячутся в безопасном месте. Вы можете выполнить это действие для каждого вашего капитана.
Если вы не можете выполнить ни один из вышеописанных пунктов, любой ваш матрос убивает любого соперника на своем корабле или капитана на чужом.

Полундра! – особый приказ, который срабатывает в противовес другому. С его помощью можно либо защитить управляемый вами корабль от выстрела из пушки, либо спасти от смерти своего пирата. Можно даже сохранить жизнь моряку тонущего корабля – он перебрасывается на любое соседнее судно.
Так же можно использовать этот приказ в конце чужого хода, чтобы переместить своего моряка за свободный штурвал.
И, наконец, можно спасти от смерти своего капитана, переместив его при этом на палубу (он перестает быть капитаном). Это действие стоит всего одну карту!

У каждого игрока есть памятка, чтобы названия приказов и их условные обозначения на картах всегда были перед глазами. Для удобства действия приказов описаны там же. Главное не забудьте, что все корабли без капитанов в конце действия каждого разыгранного приказа получают одно повреждение.

Хотел бы еще уточнить по поводу нескольких двухпалубных кораблей, которые поначалу сбивают с толку, так как про них в правилах нет ни слова. Палубы действительно отдельные, перемещаться между ними можно прыжком, а для захвата капитанского мостика приказом «На абордаж!» достаточно преимущества хотя бы на одной из них. Компенсируется этот недостаток возможность отправлять десант на впереди идущий корабль со средней палубы. Вот, собственно, и все правила.

Быстрее света

По описанию игра очень напомнила мне компьютерную «Faster Then Light», где сражения между кораблями происходят похожим образом – корабли закидывают друг друга снарядами, десантные команды пытаются пробиться к капитанскому мостику, а оставленный без присмотра штурвал грозит гибелью всему судну. В реальности разница между ними ощутима. В первую очередь из-за движка. Игры на скорость – просто не мое. Интроверту очень тяжело участвовать в словесных баталиях за карты, когда кругом все орут и спорят кто был быстрее. Это не стратегия, где исход партии зависит от принятых решений. Здесь важна лишь ваша скорость реакции и, в меньшей степени, умение договориться с противниками, объединившись против лидирующего игрока.

Но моим друзьям игра понравилась, и они с остервенением шлепали карты, изничтожая друг друга в яростных баталиях. «Игра безумная!», «Хорошо в такое сыграть после какой-нибудь напряженной настолки», «Для фана – самое то!». Очень забавно наблюдать, как участники пытаются хитрить, выкрикивая все приказы подряд или, наоборот, раз за разом повторяют один и тот же, надеясь, наконец, его разыграть. То есть задумка работает, драйвовый экшен получился.

Хотя лично у меня все-таки возникает диссонанс между быстрыми, занимающими считанные секунды криками приказов и сложными трехэтажными формулировками исполняемых ими действий. На самом то деле все просто!

Коробочка с игрой красивая, плотная и глянцевая. А вот дизайн карт и кораблей, увы, оставляет желать лучшего. Жетоны матросов очень большие и плохо помещаются на корабле, постоянно норовя сместиться. Особенно это напрягает на вышеописанных двухпалубных кораблях. Вот честно, этой бы игре оформление как у «На корм рыбам!», деревянных миплов-пиратов, и получилось бы отличное развлекало.

В широкую продажу игра пока не поступила, поэтому оценить оригинальную задумку можно только заказав ее напрямую у автора в «Кладовой дядюшки Мэтта».

Запись опубликована в рубрике Авторские игры, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • http://vk.com/labirint.zerkal Yury Yamshchikov

    Да, по компонентам жаль, что пираты не представлены хотя бы миплами, с другой стороны, можно взять их (или даже фигурки) из других игр.