Пэчворк (Patchwork)

Рационализм, логика и интуиция не раз выручали людей в трудных ситуациях. Силой разума человек покорил природу, став ее царем. А древние воители умело вели сражения против превосходящих сил противника, опираясь на собственные знания. Однако настоящий стратег способен проявить себя не только на полях сражений, но и в обыденной жизни.

Сегодня в «Бородатом блоге» обзор прекрасной логической игры «Patchwork», посвященной лоскутному шитью. Да-да, вы не ослышались, не градостроению, бизнесу, войнам или волшебству, а именно шитью. Но это не делает игру менее значимой или менее интеллектуальной. Ведь в этой абстрактной игре, рассчитанной строго на двух игроков, участникам придется приложить все усилия, чтобы одержать победу.

Целое из дыр

Лоскутное шитье издавна существовало у многих народов мира. Везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать оставшиеся лоскутки. Древние египтяне вышивали орнамент из кусочков газельей кожи, буддисты ткали ковры из частей одежд паломников, а моряки и колонизаторы из-за дефицита ткани использовали лоскуты для починки и изготовления одежды. Пестрые лоскутные изделия стали частью культурного наследия, сформировав особую декоративную технику шитья, названную пэчворк.


Вот и в игре «Пэчворк» участникам предстоит сшить одеяла из множества ярких лоскутков. Для этого у каждого есть персональный планшет-заготовка размером 9×9 клеток и определенный запас игрового времени, отмечаемого фишками на игровом поле. Лоскутки представлены двусторонними тайлами различных геометрических форм, которые игрокам предстоит покупать за местную валюту — пуговицы, прилаживая друг к другу на планшетах, прямо как в «Тетрисе». Чем меньше дыр будет в одеяле к концу игры, тем больше шансы на победу.

Лоскутное шитье процесс трудоемкий, и каждый пришитый к одеялу элемент будет продвигать фишку игрока все дальше по треку времени. И как только фишка достигнет последнего деления для одного портного игра будет закончена. Почему только для одного? Потому что игра использует очень интересную механику внутриигрового времени — участники ходят не по очереди, а до тех пор, пока их фишка не обгонит фишку соперника. То есть возможны ситуации, когда один игрок делает два, а то и три хода подряд. Все как в жизни — пока один портняга пришивает лоскут сложной формы, другой бежит за пуговицами, выбирает лоскутки попроще и пришивает их быстрее первого.

В свой ход игрок может совершить одно из двух возможных действий:

  1. Продвинуться по треку времени на любое число делений, получив по одной пуговице за каждое.
  2. Купить один лоскут, тут же пришив его к своему одеялу и продвинувшись по треку времени еще на несколько делений. При этом купить можно только один из трех лоскутков, находящихся впереди фишки-наперстка, которая затем переставляется на место выкупленного кусочка, обновляя рынок.

Таким образом, помимо формы и размера, лоскуты обладают еще несколькими качественными характеристиками: ценой, временем их пришивания и наличием на них пуговиц. Лоскутки с пуговицами представляют особую ценность, так как позволяют получать с них доход в процессе игры.

Если взглянуть на трек времени, то можно заметить, что некоторые его клетки отмечены значками пуговиц и черных квадратов — кусочков кожи. Эти значки своеобразные чекпойнты, при пересечении которых игроки получают определенные бонусы. При пересечении клетки с пуговицей игроку начисляется столько пуговиц-монет, сколько обозначено на всех лоскутках его одеяла. То есть по ходу партии доход будет увеличиваться в прогрессии. А при пересечении клетки с кожаным лоскутком игрок забирает его себе и пришивает к одеялу, не тратя ни пуговиц, ни времени. Но бонус этот одноразовый и достается только первому игроку, преодолевшему чекпойнт.

В игре есть еще один бонус, который достанется только одному — это жетон 7×7, приносящий 7 победных очков тому, кто первым сумеет заполнить на своем одеяле квадрат 7×7 клеток.

И, раз уж речь зашла о победных очках, стоит сказать, что каждая непотраченная пуговица принесет в конце игры по одному очку, а каждый незаполненный участок одеяла, наоборот, отнимет целых два очка. Бывали даже случаи, что оба участника заканчивали партию с отрицательным результатом.

Пример прекрасной работы

«Пэчворк» предлагает игрокам множество путей достижения победы. Можно зашивать дыры большими лоскутами, обезопасив себя от штрафов. Можно стричь пуговицы с дорогих лоскутов или сделать ставку на бонусный жетон, вышивая ровный квадрат. Доступные правила, прекрасный игровой баланс и высокая реиграбельность позволили «Пэчворку» взять первенство в рейтинге лучших абстрактных игр.

Но, на мой взгляд, вокруг игры создано очень много шума, особенно среди старожилов Тесеры. Безусловно, «Пэчворк» очень хорошая игра, я бы даже сказал одна из лучших игр для двоих. Она простая, быстрая, необычная и очень красивая. В нее с удовольствием могут играть и взрослые, и дети. А нейтральный сеттинг и отсутствие прямого конфликта делают ее прекрасным выбором для игры со своей второй половинкой. Но мне в ней не хватает вариативности. Я люблю игры, в которых все элементы обладают множеством свойств, каждый раз ставя игрока перед выбором лишь одного или нескольких из них. Да и игры для двоих не слишком у нас востребованы.

Тем не менее, «Patchwork» гордость моей коллекции, и я очень рад, что «Crowd Games» выпустят ее в России. Хотя и скептически отношусь к замене деревянных фишек на настоящие пуговицы и наперсток. Главное, что игра Уве Розенберга из топа BGG наконец-то будет локализована. Не «Агриколой»«Каверной»), как говориться, единой!

И не забудьте подготовить стол побольше — из-за круговой раскладки тайлов «Пэчворк» займет очень много места на столе.

Запись опубликована в рубрике Для семьи, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.