Поморы

Pomors 01

Издревле жителей побережья Белого моря называют поморами. Эти отважные мореплаватели и рыбаки ведут свой быт в суровых условиях русского севера, выводя свои суденышки навстречу яростным штормам. Наш с вами соотечественник, Стас Серебряков, попытался рассказать о жизни этих смелых людей в своей настольной игре «Поморы». Эта игра рассчитана на двух участников, каждый из которых выступает в роли рыбопромышленника.

Пингвины у нас хоть и не водятся,
но приезжают на заработки

«Поморы» сразу привлекают внимание своим необычным оформлением. Работы художника живо напомнили мне о прекрасном советском мультфильме «Смех и горе у Бела моря», снятого по мотивам сказок Шергина и Писахова. Возможно, и вы вспомните сказки про женщину-перепилиху, которая своим голосом пилила не только мужа, но и деревья, и про апельсин, выросший посреди Белого моря. Все компоненты игры выполнены на высочайшем уровне — карточки глянцевые и плотные, а фишки игроков выполнены из лакированного дерева. К игре так же прилагаются правила и дополнительный комплект карточек известий на английском языке, что делает «Поморов» приятным и оригинальным подарком для зарубежных гостей. Подкачала только коробка из тонкого картона, поэтому ставить на игру сверху что-то еще будет не лучшей идей.

Pomors 02

Перед началом игры каждый участник получает деревянные фишки понравившегося цвета и комплект карт, состоящий из пяти карт лова и пяти карт продажи соли. Эти карты будут определять ваши действия, поэтому они хранятся лицом вниз, втайне от соперника.

Pomors 04

В центр стола помещается игровое поле, представляющее собой Белое море и его окрестности. Рядом с полем кладется колода известий и колода рыбных ресурсов, первые четыре карты которой открываются и выкладываются рядом, определяя текущий улов. Всего в игре пять видов морской живности, разделенной по цветам, соответствующим цветам клеток поля. На желтых клетках ловится сельдь, на синих треска и так далее.

Pomors 03

Цель игры — набрать максимальное количество победных очков, обойдя периметр игрового поля маленькой фишкой. Победные очки будет приносить пойманная добыча, собранные комплекты карт рыбы и продажа соли. Кстати, как повествуют нам правила, в те давнишние времена единственный способ сохранить улов — это солить рыбу в бочках прямо во время плавания. Поэтому соль была неотъемлемой частью промысла. И, угадав со спросом, рыбаки могли не только подлатать свои корабли, но и хорошо заработать.

Рыбная арифметика

Каждый раунд состоит из четырех этапов, первый из которых — перемещение. Каждый игрок, начиная с первого, делает до трех перемещений своих фишек кораблей. Одно перемещение это движение до следующей свободной клетки. При этом корабли могут перепрыгивать через занятые клетки, и это тоже будет одно перемещение. Можно так же блокировать суда оппонента, размещая свой корабль прямо поверх чужого. Заблокированный корабль не может ни двигаться, ни ловить рыбу. Однако блокировать блокирующую фишку нельзя. То есть на одной клетке не может быть больше двух кораблей. Так же можно снять свой корабль с поля и отправить в ремонтный док — правый нижний угол поля, на котором изображен логотип игры. Но чтобы вызволить его из ремонта, придется сыграть карту продажи соли, о чем я расскажу чуть позже.

Pomors 05

После того, как все корабли заняли рыбные места, игроки должны сыграть две карты с рисунком парусника на рубашке, выложив их перед собой лицом вниз. Эти две карты могут быть любой комбинацией из карт лова и продажи соли. Затем один из игроков бросает кубик погоды. Если выпало значение от 3 до 6, в районе порта с соответствующим значением происходит шторм, захватывающий по одному кораблю в радиусе пяти клеток по обе стороны от порта. Попавшие в шторм корабли отправляются в ремонтный док, причем в первую очередь убираются блокирующие фишки. Если же на кубике выпало 1-2, его перебрасывают. И только если снова выпадут эти же значения, на Белом море установится хорошая погода.

На последнем этапе игроки переворачивают свои поставленные карты и применяют их эффект. Разыграв карту лова, игрок получает карту пойманной добычи и победные очки, равные числу его кораблей, стоящих на клетках соответствующего лову цвета, умноженное на число (или сумму чисел) на карте добычи. Например, черный игрок ловит тюленя и у него две фишки кораблей на коричневых клетках. Умножаем количество кораблей на число с карточки тюленя. Черный получает 2х2=4 победных очка и забирает себе тюленя.

Pomors 07

На место пойманной добычи тут же выкладываются новые карты. Далее подсчитывается спрос на соль, равный сумме очков, набранных ловом обоими игроками. Если была разыграна карта соли, игрок возвращает себе в руку все свои поврежденные штормами суда из ремонтного дока. А так же может получить победные очки, равные числу на карте соли, если оно меньше или равно текущему спросу на соль. Однако очки за улов и продажу соли не суммируются — игрок получит очки только за одну из двух поставленных карт.
После подсчета любой из участников может продать накопившуюся у него рыбу, сбросив комплект из четырех карточек одного вида и получив за это четыре очка. Следующий комплект рыбы этого же вида должен будет состоять уже из пяти карт, но и принесет пять победных очков.

Раунд завершается, карточки улова возвращаются в руку владельцам, а карты соли остаются лежать перед игроками, ограничивая их в дальнейшем выборе. Если в течении хода игрок не получил победных очков, он берет две карты из колоды известий. Ознакомившись с их текстом, одна карта возвращается вниз колоды, а вторую он может разыграть, начиная со следующего раунда. Таким образом, игра компенсирует неудачи поморов, позволяя нагнать лидера. Следующий раунд начинает игрок, ходивший вторым.

Pomors 06

Как только один из игроков наберет 70 и больше победных очков или закончится колода ресурсов, победитель причалит в Архангельск на судне, полном соленой рыбы, с выгодой продаст ее местным дельцам и построит себе большой дом на улице Поморской.

На словах правила игры кажутся довольно запутанными и их лучше объяснять на примере. Сама же игра очень простая — ориентируясь на текущий лов, первый игрок занимает соответствующие места, получая максимальную добычу. Второй игрок может его блокировать, частично перебивая лов и стараясь сыграть на продаже соли. Случайности добавляют шторма и пополняющиеся прямо по ходу игры карты улова, что может быть на руку второму игроку. Интересно, что до своего издания, игра была рассчитана на 2-4 участников. Вот уж где точно пришлось бы поломать голову в попытках просчитать действия соперников на несколько ходов вперед. Но автор отбросил все лишнее, сделав игру законченной и лаконичной.

Запись опубликована в рубрике Авторские игры, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.