Порт Пирей (Port of Piraeus)

Издревле торговля способствовала развитию городов. Расположенные на торговых путях поселения стремительно разрастались, превращаясь в крупные города. Особая роль отводилась портам, являющимся центрами международной торговли. Одним из таких центров был греческий порт Пирей, расположенный рядом с Афинами. В 5 веке до нашей эры он стал местом пересечения всех крупных торговых морских путей. В настольной игре Андрея Александрова «Порт Пирей» игрокам предстоит стать заморскими купцами, стремящимися подороже продать свой товар и подешевле купить заграничные диковинки. Торговаться на греческом рынке предстоит китайцам, индийцам, римлянам, египтянам, персам и даже варварам.

В Греции все есть

Игра рассчитана на 3-6 участников, каждому из которых достанется стартовый капитал в 10 греческих драхм, 8 карточек товаров одной из стран и жетон торгов. Все народы обладают разными наборами товаров, и только у греков, своеобразного нейтрального игрока, в наличии все 6 типов товаров: меха, специи, посуда, еда, украшения и ткани. В зависимости от числа участников и выбранных ими стран, одних продуктов будет меньше, а других больше, что окажет влияние на дальнейший игровой процесс.

Игра длится восемь ходов — дней. Каждый игровой день из греческой колоды на общий рынок будет выкладываться по три карты товаров, после чего участники будут решать — стоит им выставить на рынок свои товары или лучше самим отправиться за покупками. Как известно, спрос рождает предложение и от выбора участников будет зависеть конечная цена выставленных лотов. Если продавцов будет больше, чем покупателей, цена снизится, в противном случае наоборот — возрастет.

Причем за один игровой день цена может поменяться дважды. Сначала на этапе определения спроса и предложения изменится стоимость выставленных греческих товаров. А затем, в зависимости от выставленных игроками лотов, поменяется цена на все шесть типов продуктов. Так, например, одновременная продажа несколькими игроками одинаковых товаров может привести к резкому снижению их стоимости и росту спроса на каждый невыставленный на продажу товар.

Логично, что раз игра строится на теме торговли, то задача игроков — набрать как можно больше денег к концу партии. Но основной доход в игре приносят не выгодные продажи, а сбор сетов товаров. Всего в игре два типа сетов — по цветам и по типам товаров. Другими словами, купцам предстоит либо скупать разные продукты одной страны, либо одинаковые продукты разных стран.

Сет из трех карт принесет 27 победных очков, а из пяти уже 55. Именно процесс покупки карт делает игру азартной, ведь каждый покупатель вправе поучаствовать только в трех торгах за день. А если на один товар претендует несколько участников, между ними происходит закрытый аукцион — все претенденты зажимают в руке столько монет, сколько они готовы заплатить, а затем одновременно вскрывают свои ставки. Лот продается самому щедрому покупателю, а при равенстве ставок товар не достается никому.

Подробнее ознакомиться с правилами игры можно на сайте издателя — «GaGaGames».

Бытовая мифология

На первый взгляд игра может показаться очень рутинной в подсчетах. На практике же она оказывается скорее хаотичной — попробуй угадай: будут конкуренты сейчас продавать или покупать? Но если следить за запасом наличности конкурентов и проданными товарами, то с некоторой долей уверенности можно спрогнозировать изменения их стоимости.

Несмотря на то, что тема торговли меня не привлекает, после первой партии все участники захотели продолжения. Правила очень просты и единственный сложный момент в них это механика изменения цен, которая довольно быстро запоминается. Больше всего, как ни странно, в игре мне понравился аукцион, особенно правило, что при равных ставках торги проходят впустую. Я бы к нему, правда, добавил еще и снятие лота с торгов (с последующей продажей местным жителям по номиналу) для остроты ощущений. У меня даже возникли невольные ассоциации с аукционом из «Монстров рока» Антуана Боза.

В процессе игры так же сложилось мнение, что выгоднее собирать сеты из греческих товаров. Так как они всегда в наличии и, независимо от числа игроков, есть возможность собрать сет из 5-6 товаров. За них-то у нас и шли самые жаркие торги.

В «Порт Пирей» все игроки напрямую взаимодействуют друг с другом, даунтайма как такового нет, тем более, что многие действия участники выполняют одновременно. Коробочка с игрой относительно небольшая, под размер игрового поля и буклетов с правилами на двух языках — английском и русском. Поле выполнено из плотного картона, а рядом с треком стоимости каждого товара цветом отмечено его наличие у разных народов. Оформление игры аскетичное, но приятное глазу. Радует, что рамки карт товаров каждого народа оформлены в соответствующей стилистике. Жалко только, что сами товары при этом выглядят одинаково. Да и маркеры цен и счетчика хода можно было сделать побольше или поярче, а то они сливаются с монетками. Возможно, это связано со спешкой в издании игры — еще летом Андрей представлял ее прототип на ГРАНИКОНе, а уже осенью готовая игра отправилась на международную выставку в Эссен. В этом плане «GaGaGames» большие молодцы.

Стоит упомянуть, что изначально игра называлась «Нижегородская ярмарка», но, ввиду локальности темы, сеттинг был изменен. На мой взгляд, это пошло игре на пользу. Общее впечатление от игры приятное — она азартна, лаконична и соответствует заданной тематике. Но откровений от игры ждать не стоит. «Порт Пирей» — это филлер для большой компании, основанный на простой механике свободного рынка, и свою роль он выполняет. «Порт Пирей» подойдет для наглядного объяснения работы законов спроса и предложения детям, а взрослые могут разложить игру в перерыве между более серьезными настолками или вечером после работы за чашкой чая.

Запись опубликована в рубрике Авторские игры, Для семьи, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Да, Гаге большой респект за такую скорость: к Эссену были протестированы, доработаны, оформлены и выпущены 2 игры с Граникона (еще был Урбис), притом что между этими событиями прошло не больше полугода!

  • IvTuzovsky

    Было приятно почитать обзор… но механика аукциона совершенно не привлекает=(

    • Конкретно в этой игре или вообще? В «Порт Пирей» аукцион дело десятое — просто способ разрешить спор, игра в общем-то не об этом.