Scythe (Серп / Коса)

Великая Война отгремела, но ее пепел все еще чернит снега Европы 1920-ых. Капиталистический город-государство Фактория, производивший боевых роботов для враждующих стран, закрыл свои двери, обратив на себя внимание нескольких близлежащих стран. Россия, Польша, Крым, Германия и Скандинавия снарядили отряды, возглавляемые отважными героями, чтобы закрепить свое господство на территории Восточной Европы. Исследуйте и завоевывайте новые земли, добывайте ресурсы, набирайте рекрутов и рабочих, взводите постройки и отправляйте в бой грозные боевые механизмы!

Добро пожаловать в мир «Scythe», товарищ! Как видишь, история Европы была переписана благодаря новейшим научным достижениям, открывшим человечеству альтернативный путь развития. Присаживайся, я расскажу тебе подробнее о причинах конфликта и враждующих сторонах.

Клюквенная история

Впервые за десятки лет главная кузница прошедшей войны — Фактория закрылась. Что послужило причиной? Никто не знает. Возможно, закончился какой-то редкий ресурс, бывший основой промышленности. Или в ходе неудавшегося эксперимента были уничтожены лаборатории и персонал. Так или иначе, земли Фактории стали желанным куском для любого государства. Да и сам город наверняка хранит множество тайн. Пять фракций отправили лучших своих представителей для того, чтобы заполучить их.

  • Бьорн и Мокс из Северных Королевств, славящихся своими великолепными плавцами. Их боевые машины способны пересекать реки и озера вплавь, обрушивая на врагов шквал артиллерийского огня.
  • Ольга Романова и Чанга, Союз Русвет. Союз силен своими рабочими, непокладающими рук и днем, и ночью. А народная армия Русвета работает как один отлаженный механизм.

  • Анна и Войтек из Республики Полании стали народными героями, оказывая помощь простым жителям во времена Великой Войны. Благодаря их безукоризненной репутации, города и деревни один за другим добровольно поднимают знамена Польши. Их боевые механизмы способны погружаться под воду, пересекая огромные расстояния подобно подводным лодкам.
  • Зера и Кар, Крымское Ханство. Старшая дочь крымского хана, Зера, прекрасный боец и дипломат. Она умело торгует информацией и всегда на один шаг впереди вражеской разведки. А кочевнический образ жизни позволяет ей без труда пересекать земли Европы.

  • Гюнтер фон Дуйсбург и его волки — Ночь и День, Саксонская Империя. Гюнтер прославленный стратег, хорошо знакомый с горами и туннелями Восточной Европы. Только ему известны секретные горные тропы, он мастер засад и неумолимый боец.

Каждая из сторон стремится укрепить свое влияние на этой территории, захватывая новые земли, добывая ресурсы и развивая инфраструктуру. И тот, кто сможет извлечь из конфликта наибольшую выгоду, будет объявлен победителем.

Родина-мать зовет! Подготовка к игре и ее цели

Как вы, наверное, догадались, мерилом успеха будут победные очки, являющиеся в этой игре деньгами. Есть три основных категории по которым они начисляются: добытые ресурсы, контролируемые территории и звезды, полученные за выполнение задач. Соответственно, игра длится до тех пор, пока кто либо из игроков не наберет все шесть звезд. Большой плюс, что игровых задач больше шести, поэтому участники могут строить свою стратегию, нацелившись только на часть из них.

Перед началом игры каждый участник получает планшет фракции и случайный планшет игрока, на котором в специально сделанных углублениях расставляются все деревянные компоненты. Пластиковая миниатюра героя выставляется на домашнюю территорию фракции, рядом с которой выставляются два мипла-рабочих. Затем участники выставляют свои стартовые параметры, исходя из значений, указанных на планшетах. Так же случайным образом определяется жетон бонуса сооружений, который выкладывается на игровом поле и отвечает за начисление победных очков за постройку зданий в определенных местах.

Все для фронта, все для победы! Ход игрока и действия планшетов

В свой ход игрок берет фишку и выставляет ее на одну из четырех секций планшета, по желанию выполняя ее верхнее, а затем нижнее действие. Ставить фишку на ту же секцию планшета с которой она была снята нельзя! Другими словами, действия придется чередовать.

На каждом планшете четыре верхних и четыре нижних свойства, которые расположены в разном порядке и отличаются ценой, что существенно влияет на стратегию и увеличивает реиграбельность.

Верхние действия:

  • Production (производство): заплатите стоимость, указанную на открытых ячейках с рабочими, затем выберите 1-2 различных гекса с вашими миплами и получите за них ресурсы. Один рабочий производит один ресурс. В отличии от большинства евро-игр, все ресурсы хранятся прямо на игровом поле, поэтому в любой момент могут быть захвачены противником. При этом чем больше у вас рабочих, тем дороже для вас действие производства (но и выше отдача).
  • Move (движение): передвиньте 1-2 различных юнита на 1 гекс или получите 1 монету. Все игровые юниты могут переносить с собой неограниченное число ресурсов, а механизмы, вдобавок, перевозят рабочих. Реки и озера являются непроходимыми территориями. Туннели же ускоряют передвижение, считаясь соседними друг к другу территориями.
  • Bolster (усиление): заплатите 1 монету и прокачайте вашу военную силу на 2, либо возьмите 1 карточку битвы. И военная сила, и боевые карточки используются только в сражениях, о которых я расскажу чуть позже.
  • Trade (торговля): заплатите 1 монету, чтобы получить 2 любых ресурса или поднять вашу популярность на 1. Популярность является множителем победных очков в конце игры. Чем выше ваша популярность, тем больше ПО вы получите за звзеды, территории и ресурсы.

Нижние действия:

  • Upgrade (улучшение): потратьте нефть, чтобы переместить кубик из любой верхней части планшета в любую нижнюю. Таким образом одно из верхних действий станет эффективнее, а одно из нижних дешевле.
  • Deploy (ввод в строй): потратьте железо, чтобы разместить один из боевых механизмов на любом подконтрольном вам гексе с рабочим. Каждый построенный механизм открывает одну фракционную особенность. Позволяя, например, пересекать реки.
  • Build (строительство): потратьте дерево, чтобы построить одно из четырех зданий на любом подконтрольном вам гексе с рабочим. Монумент и оружейная улучшают верхние действия, шахта открывает вход в туннели, а мельница позволяет эффективнее добывать ресурсы. На одном гексе может быть построено только одно здание.
  • Enlist (мобилизация): потратьте пищу, чтобы мобилизовать одного из четырех рекрутов, получив как единовременный, так и постоянный бонус. Единовременный бонус дает небольшую прибавку к военной силе, репутации или деньгам, а вот постоянный активируется каждый раз, когда вы и ваши соседи слева или справа будут использовать выбранное вами действие. Например, сняв фишку рекрута со свойства deploy, вы каждый раз будете получать 1 монету, когда вы сами или ваши соседи будут строить мехов. Мобилизация рекрутов отличный выбор в начале игры!

Ни шагу назад! Перемещения по карте

Изначально каждая фракция заперта на небольшом островке с ограниченными ресурсами. Чтобы выбраться с него нужно либо изучить пересечение рек вброд, построив для этого меха, либо возвести шахту, позволяющую использовать разветвленную сеть тоннелей, прорытых Факторией. Некоторые фракции так же обладают возможностью перемещаться с одного типа гексов на другой. Например, Россия может из любой контролируемой деревни переместиться в Факторию. Но для этого, в любом случае, необходимо открыть это свойство, построив боевой механизм.

Центр игрового поля занимает Фактория, посетив которую можно получить карту технологий, открывающую игроку дополнительные действия. Схема проста — тот, кто первый доходит до центра выбирает себе одну из доступных карт, оставляя меньше выбора каждому следующему участнику. А выбирать есть из чего. Карта фактории считается пятой ячейкой игрового планшета и частично дублирует одно из основных действий, делая его более эффективным. Например, за 2 монеты можно построить или меха, или здание. Нижняя же часть карт Фактории всегда одинакова и позволяет переместить одного юнита на два гекса. Помимо этого в конце игры гекс Фактории считается за три обычных гекса при подсчете победных очков за контроль территорий.

Так же по полю рассыпаны жетоны случайных встреч, активирующие карты из соответствующей колоды. Встречи всегда дают игрокам полезный бонус: ресурсы,  монеты, мехов, рабочих или рекрутов. Поскольку бонусы достаются первому достигшему жетона, за них тоже имеет смысл побороться.

Наше дело правое! Сражения

Как только фигурки одного игрока оказываются на гексе с юнитами другого, конфликта не избежать. Рабочие не принимают участия в сражениях и просто покидают поле боя, возвращаясь на стартовую территорию, если их некому защитить. При этом агрессор теряет популярность за каждого согнанного им с земель рабочего.

Если же на гексе были боевые машины или герой врага, начинается бой. Противоборствующие стороны берут в руки специальные диски и взакрытую устанавливают на нем то число военной силы, которую они готовы потратить на сражение. Круг ограничен значением 7 и превысить его нельзя. Но за каждый участвующий в битве юнит можно дополнительно разыграть боевую карточку, сила которых варьируется от двух до пяти. Как только оба участника выставили на счетчиках силу и вложили в них карточки, диски открываются и определяется победитель. При равенстве сил в «Косе» побеждает атакующий.

Все юниты проигравшего отправляются на стартовую территорию и если он хоть как-то принял участие в сражении (потратил хотя бы 1 силу или разыграл 1 карту), ему полагается компенсация в виде одной боевой карточки из колоды. Победителю же достается завоеванная территория и звезда за победу в сражении.

Я согласен на медаль! Впечатления

На словах правила «Косы» напрочь взрывают мозг: в них слишком много нюансов и мелочей. Но стоит начать играть, они оказываются очень стройными и логичными: рабочие добывают ресурсы, чтобы строить здания и мехов, которые вступят в войну с неприятелем, герои путешествуют по свету, заводя полезные знакомства и добывая технологии Фактории. Главное, о чем стоит помнить новичку — игра идет на победные очки и звезды один из важнейших факторов их получения. Получив планшет, можно сразу прикинуть какие действия для вас наиболее целесообразны и спланировать как скорее добиться того, чтобы выбирая секции планшета активировать сразу и верхнее, и нижнее действие. Выбор огромный, но нужно расставлять приоритеты. Тем более, что все ресурсы, включая военную силу, накапливаются довольно медленно, а улетают в трубу мгновенно.

Война в этой игре служит скорее фоном. Боевые столкновения не очень болезненны, но помогают решать определенные задачи и часто служат финальной точкой в партии. Только стоит помнить о том, что военная сила и боевые карточки уходят, ослабляя и нападающего, и защищающегося.

С точки зрения дизайна все сделано максимально удобно: отличные планшеты с выемками, которые не только упорядочивают компоненты, но и показывают изменение стоимости действий по мере игры; подсказки по начислению ПО и боевым карточкам размещены прямо на игровом поле; правила прекрасно структурированы и в них рассказывается не только про игровую механику, но и почему было сделано так, а не иначе. Благодаря этому, чтение правил превращается не в механическую зубрежку, а в логичное повествование, открывающее взаимосвязи отдельных элементов игры.

Игра очень динамичная, по сути игрок выполняет всего одно действие и если совершает апгрейд или выбирает карточку Фактории, может начать ходить уже следующий игрок — на его планах это никак не скажется. Как следствие, даунтайма практически нет. Во время хода оппонентов можно продумать свое следующее действие и даже запасной план на случай, если ситуация кардинально поменяется.

Самым большим достоинством «Косы», безусловно, является оформление и атмосфера. Польский художник Якуб Розальски создал живописный мир альтернативной истории, где  крестьяне пашут поля под громовые раскаты пушечных орудий гигантских боевых мехов, а герои путешествуют по миру вместе с медведями, волками и тиграми, не вызывая ни у кого удивления. Погрузиться в этот мир помогают детализированные миниатюры и деревянные фигурки рабочих, выполненные для каждой из фракций со своим национальным колоритом.

На момент написания обзора я отыграл уже пять партий и игра мне не наскучила. Наоборот, «Scythe» стала для меня отличной заменой «Twilight Imperium» / «Eclipse», пусть и менее эпичной, зато с намного более адекватным временем партии. За 2,5-3 часа легко отыгрывается полным составом. Если вы любите красивые и сложные игры — рекомендую.

Запись опубликована в рубрике Гикам, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.