Экспресс-обзор игры Крестный отец (The Godfather: Corleone’s Empire)

Несколько недель назад мне удалось одному из первых опробовать новинку от «CoolMiniOrNot» и Эрика Лэнга — настольную игру «Крестный отец», разработанную по мотивам одноименного фильма. Сюжет игры строится вокруг мафиозных семей, ведущих борьбу за влияние в Нью-Йорке пятидесятых годов. Рэкет, отстрел конкурентов и подкуп государственных служащих — для победы все средства хороши. Спешу поделиться впечатлениями.

Дабы не растекаться мыслью по древу, сразу перейдем к сути. Цель игры — набрать как можно больше денег, которые зарабатываются как во время партии, так и начисляются в конце за контроль над кварталами и выполнение поручений дона. Причем любые деньги, получаемые в игре, сначала попадают к вам в руку и их еще предстоит специальным действием отмыть, переложив в чемодан, только тогда они принесут победные очки.

У каждого игрока есть два типа подопечных, отличающихся формой подставки, — громилы и члены семьи. Каждый ход вы отправляете их на задания в различные районы Нью-Йорка, чтобы разжиться деньгами или нелегальными товарами. Громилы ставятся строго в здания, активируя их основной эффект, а члены семьи размещаются на пересечении границ нескольких районов, выполняя второстепенные, обычно чуть более слабые действия всех расположенных в этих районах зданий. Логично, что в первую очередь игроки расставляют именно членов семей — польза от них несоизмеримо больше.

Так же в свой ход вы можете выполнять поручения дона. Часть из них лежит в открытую на столе, но можно получать и персональные задания, набирая их в руку через активацию городских зданий. Поручения требуют сбросить определенное количество ресурсов, получив взамен деньги и какой-нибудь мощный одноразовый эффект: убить чужих персонажей (они воскреснут в начале следующего хода), заставить противников сбросить карты с руки, украсть отмытые деньги из чемодана и тому подобные гадости.

После того как все игроки закончат свои действия, начинается фаза войны за территорию: участники подсчитывают количество своих фигурок в каждом квартале — у кого больше, тот и кладет на него свой жетон контроля. Если в дальнейшем соперники отправят своих громил в контролируемый район, его владелец получит солидный бонус. Естественно, соперники не будут этого делать, чтобы не помогать конкуренту. А на членов семей это не распространяется — их можно спокойно ставить, вот вам и еще один их плюс.

В конце хода происходит аукцион, отражающий подкуп нечистых на руку персонажей. Сделан он необычно: игрокам показывают пул сообщников, за которых они будут торговаться и предлагают сделать одну ставку. Тот, кто поставит больше, забирает себе любого персонажа, игрок со следующей по номиналу ставкой выбирает одного из оставшихся, и так далее, пока последний не уйдет с пустыми руками. То есть постоянно получается так, что ты, например, хотел подкупить шефа полиции, а дал взятку, в итоге, профсоюзному боссу. Но, в любом случае, сообщники это очень полезное вложение денег, так как они позволяют выполнять дополнительные действия каждый ход. И чем раньше вы заручитесь их поддержкой, тем больше сможете их использовать.

Игра длится всего четыре хода, партия пролетает очень быстро. Но уже после прочтения правил она вызывает стойкие ассоциации с «Lords of the Waterdeep» вплоть до мельчайших нюансов: тут и увеличение количества подручных в процессе игры, и карты квестов-поручений, и контроль зданий, за посещение которых противником вам будет начисляться бонус. Чтобы не быть уличенным в копировании, Лэнг разбавил геймплэй элементами своего любимого жанра — борьбы за территории, которая в игре ощущается довольно слабо, потому что прибыль с кварталов небольшая, а их еще и удержать для этого надо. А еще есть поручения, которые говорят: положи свой жетон контроля на любую территорию. И не важно кто там боролся за нее, чьи тела отправлялись в Гудзонский залив — сыграл карточку, положил жетон. Из-за этого дичайшего «take that!», создаваемого картами поручений, на поле постоянно творится хаос.

Визуально «Крестный отец» выглядит привлекательно, на компонентах не экономили — даже деньги напечатали на плотном картоне, и он вполне мог бы стать семейной игрой, если бы не тематика. Прямая агрессия и наркотики в качестве ресурса-джокера — не самый подходящий сеттинг для чаепития в кругу родных. Для гиков же в игре слишком много рандома и однообразных действий. Отсюда напрашивается вывод, что игра предназначена в первую очередь для поклонников фильма, на который множество отсылок в правилах, названиях раундов и различных игровых элементах. В общем, игра с вау-эффектом для привлечения новичков. Ничего другого от Лэнга и «CMON» я и не ожидал.

Фотография коробки взята с BoardGameGeek.com, остальные фото сняты на мобильный телефон во время партии.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Простая игра, Прямой конфликт, Стратегия, Экспресс-обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.