Оставь надежду всяк сюда входящий. Обзор игры Это моя война (This War of Mine: The Board Game)

Коробка с игрой Это моя война
В большинстве игр мы видим войну со стороны солдат или полководцев, разделивших мир на своих и чужих и упорно идущих к свой цели. Но часто ли мы задумываемся о том, что за фигурками солдатиков скрываются человеческие жизни?

Создатели игры «Это моя война» поставили перед собой задачу рассказать о другой стороне сражений, о том, как война ломает жизни простых людей, разбивая судьбы и ожесточая сердца. Участникам игры предстоит взглянуть на боевые действиями глазами гражданских, оказавшихся в самом эпицентре. Сможете ли вы пережить все ужасы войны, сохранив человечность?

Раз-два, идут колонны солдат на мирные города

«Это моя война» это кооперативная игра, в которой для победы главным героям необходимо дожить до конца войны. Под управлением игроков будут обычные гражданские, каждый со своими привычками и пристрастиями – кто-то впадает в депрессию без сигарет, кто-то тяжело переживает недоедание и т.п. Параметров у персонажей не много, основные показатели отвечают за объем переносимого груза, боевые навыки и стрессоустойчивость.

Все игровые персонажиОдна из главных особенностей «This War of Mine» – книга сюжетов, которая выполняет функцию генератора случайных событий, каждый раз наполняющего игру новыми сюжетами, ставящими участников перед нелегким выбором. Принятое решение может сказаться на дальнейшем ходе партии, добавив в игру новые предметы или возможности.

Книга сюжетов и дневникВторая отличительная черта игры – отсутствие элементов, за которые отвечает конкретный участник. Игра не масштабируется, поэтому неважно будете играть вы в нее в одиночку или в большой компании. Правила предлагают игрокам делать различные действия поочередно, передавая друг другу «дневник», в котором кратком описаны все игровые фазы. Честно говоря, решение специфическое. В первую очередь потому, что героям тяжелее сопереживать, не ощущая личной ответственности за них. Но это, скорее всего, сделано намерено, так как персонажи постоянно будут попадать в тяжелые ситуации, часто имеющие трагические последствия.

Правила изложены тоже довольно необычным образом – информация о структуре хода подается постепенно и разнесена по разным параграфам книги. Все бы ничего, но есть еще и продвинутые правила, которые многие игнорируют, не замечая. Хотя они вполне логичны и ничуть не усложняют игру. Скорее, наоборот, помогают начать партию в лучших условиях. На форуме BGG даже есть отдельная запись на эту тему с говорящим заголовком «Secret advanced rules».

Сам же игровой процесс достаточно прост. Каждый ход начинается с розыгрыша карты события и добавления новых жетонов холода, отражающих постепенное промерзание убежища выживших. Затем наступает фаза дневных действий, в которой герои занимаются хозяйственными делами – разбирают завалы, заколачивают дыры в стенах дома, мастерят улучшения и тому подобное. Ранения, голод и прочие негативные факторы снижают количество действий, доступных персонажам.

Персонажи и их характеристикиПосле трудового дня выжившие должны съесть какую-нибудь еду и выпить воды. Если припасов нет, приходится голодать. Далее наступает фаза вечера, когда один из героев должен остаться сторожить убежище, а остальные могут либо отправиться на вылазку в город, либо отдохнуть. Все, кто решил не спать ночью, получают жетоны усталости.

Вылазка представляет собой отдельную микро-игру на базе механике press your luck: вы берете колоду исследования и начинаете по одной разыгрывать все карты из нее, самостоятельно решая в какой момент остановиться и отправиться восвояси. В колоде встречаются различные препятствия, которые обычно либо обязывают сбросить несколько карт исследования впустую, либо повышают уровень шума, увеличивая шанс столкновения с противниками.

Выжившие на вылазкеСтарания героев вознаграждаются находками, которые отсылают вас к случайным картам отдельной колоды. Жесткой привязки находимых предметов к локациям, как в «Мертвом сезоне» здесь нет. Но помимо описанных в карте находок вы всегда будете бросать кубик и сравнивать результат броска с табличкой находок локации, что повышает шансы на нахождение определенного предмета в конкретном месте, пусть и незначительно. Очень редко карты районов города обладают особыми свойствами, разрешая поторговать найденными вещами на рынке или заставляя бросать кубики, чтобы узнать, заметил ли вас сидящий в многоэтажке неподалеку снайпер.

С местными в игре лучше не встречаться – большинство встреч грозит вооруженным столкновением. Иногда боя удается избежать, сбежав от нападающих или отдав им все найденные припасы, реже выпадает возможность договориться. Сражения проходят на кубах и преимущество изначально не на вашей стороне – холодное и огнестрельное оружие чрезвычайно опасно. И даже если вы выйдете победителем из боя, не факт что результат будет оправдан – без медикаментов состояние раненых персонажей будет ухудшаться с каждым ходом, а трофеи чаще всего не стоят таких жертв.

Жетоны предметовПока группа выживших исследует ночной город, кто-нибудь обязательно захочет поживиться оставленными в доме вещами. В фазе ночного налета разыгрывается карта из соответствующей колоды, которая отражает нападение чужаков. Как правило, в первую очередь нападающие будут забирать из дома ценные предметы. Снизить ущерб от набега помогают заколоченные проемы, вооружение и навыки оставленного вами на страже героя и укрепленная дверь.

Одинокий часовойНа рассвете домой возвращаются отправленные в вылазку персонажи, принося с собой найденную добычу. В эту фазу распределяются бинты и лекарства, срабатывают активированные в убежище улучшения и разыгрывается карта судьбы, которая определяет эффективность лечения и влияние холода. Затем игроки получают одну из двух случайных карт бонусов и начинают новый ход. В таком ключе и проходит вся партия.

Предметы на складе убежища

Мы просто люди без фамилий и лиц, нас разъединили затворами границ

С точки зрения передачи нарратива игра, безусловно, хороша. Книга сюжетов идеально решает вопрос с сотнями карточек событий, которыми пытались достичь реиграбельности в старых играх. В книге около двух тысяч скриптов, которые активируются в случайном порядке, создавая множество разнообразных комбинаций. Некоторые сюжеты разрешаются броском кубика и ведут к различным результатам, поэтому даже если вы повторно увидите тот же скрипт, не факт, что его финал будет таким же. Сама по себе идея не нова и уходит корнями к книгам-играм. Но почему-то никто не додумался использовать ее раньше. Да, процесс написания скриптов очень трудоемкий, но явно того стоит. Второй положительный момент – ярко выраженная смысловая нагрузка. Антивоенная тема красной линией проходит через все сюжетные зарисовки, а игровые механики старательно передают ужасы войны, в которой нет победителей.

Карта целиНо с точки зрения геймдизайна «This War of Mine» это наглядный пример того, как не надо делать игры. Объясню, почему.

Во-первых, разработчики даже не пытались сбалансировать различные элементы игры. Единственное, что они сделали на этом поприще – разделили героев игры на сильных и слабых, решив возможную проблему неудачного старта сценария с командой непутевых персонажей. Но даже внутри одной группы есть персонажи полезные и немощные. Как можно сравнивать стойкого Марина, мастера на все руки, и, к примеру, Свету, которая впадает в депрессию по любому поводу и даже не может принести минимальный набор предметов из вылазки? На войне не все равны! – отвечают нам на это разработчики. Но вы же игру делаете, а не симулятор страданий, не так ли?

Миниатюры крупным планомС создаваемыми в доме улучшениями еще хуже – многие из них абсолютно бесполезны, а их постройка непомерно дорога. Зато невероятно полезные кровать и стул трудно переоценить. Кровать позволяет прокручивать лихие комбы, когда персонаж с одним действием отправляется днем спать, снимает накопленную усталость и тут же выполняет еще два действия. А чудо инженерной техники, которое предварительно нужно изобрести (sic!), – стул, за какие-то жалкие несколько деревяшек моментально избавляет от депрессии всю команду. Слезы радости стекают по немытым лицам израненных и голодных гражданских, пускающихся от радости в пляс – мы собрали стул! Теперь-то заживем!

УбежищеВо-вторых, хваленая механика выбора и принятия моральных решений в этой игре тоже остается фикцией. Правильным решением было бы наказывать игроков за выгодные, но общественно порицаемые действия – грабеж, отказ в помощи пострадавшим и тому подобное, и выдавать награду за проявление сочувствия, заставляя балансировать на тонкой грани между эгоизмом и человечностью. Но авторы поступили по-другому, частенько меняя местами награды и заставляя участников страдать при любом исходе. Совершил преступление? Молодец, вот тебе трофеи. Решил оставить в покое несчастных стариков? Получи депрессию, ты же такой чуткий, переживаешь за них, наверное. Встречаются и совсем безумные события – например, в одном из сюжетов после выбора вы узнаете, что ваши герои находились в измененном состоянии сознания, поэтому результат вашего выбора прямо противоположен ожидаемому. Что за чушь? – в сердцах воскликнули мы, решив подсмотреть второй вариант. Но, как ни странно, никаких фантазий в нем не было и все закончилось вполне логично. Кто вообще так игры делает?

Игровое полеТретий значительный минус – чрезмерное влияние случайности на игру. От случайности здесь зависит все, начиная с вероятности встречи с врагами или нахождения полезных предметов и заканчивая событиями и результатами сражений. Практически любое ваше действие требует вытянуть либо случайную карточку, либо совершить бросок кубика. Я не против элемента случайности в играх, но рандом помноженный на отсутствие баланса и несоразмерность наград ожиданиям постоянно приводят к нелепым ситуациям, когда успешная партия разваливается из-за одного неудачного броска. Или, наоборот, вам постоянно везет, из-за чего теряется весь интерес к игре.

У меня был случай, когда мы с друзьями, впервые севшими за игру, прошли ее практически с максимальным результатом на одной удаче. Нам везло на событиях, везло на находках и ночных налетах. На складе всегда было вдоволь продуктов и ресурсов. Вот она – победа! Но зависел ли результат от наших слаженных действий? Нет.

Убежище крупным планомНас могли мучать затяжной зимой, каждый ход подкидывая дополнительные жетоны холода, забрасывать артобстрелами, нашествиями крыс и прочими гадостями, преодолеть которые было бы выше наших сил, но нам просто повезло.
Наиболее показательным примером стало событие, по которому выжившие играли в русскую рулетку с высокопоставленным военным – киньте кубик, в случае неудачи убейте одного персонажа, в случае успеха получите оружие, еду и все что вашей душе угодно. Кубик упал как надо, мы разжились кучей дармового барахла, но это резкое и независящее от наших действий изменение ситуации отбило желание продолжать партию. Слишком уж сильные бонусы и штрафы накладывает простая случайность.

Попадаются и просто не до конца продуманные механики. Например, в игре есть возможность посмотреть верхнюю карту одной из нескольких колод, включая колоду гостей. Когда нам позарез нужна была еда, мы надеялись таким образом встретить торговца, но нашли лишь попрошаек, которые стояли под дверью нашего дома до конца партии. А всего-то и надо было добавить к описанию возможности слова «вы можете замешать эту карту обратно в колоду».

Компоненты игры This War of Mine«This War of Mine» как заправский roguelike активно эксплуатирует эффект непредсказуемости и получения игрового опыта участниками, повсюду разбрасывая грабли, на которые вы будете наступать, больно получать по лбу и начинать сначала, помня о том, на каком этапе вы оступились. Игра даже не готовит вас к финальным событиям, хотя их в колоде ровно три и все они участвуют в каждой партии. До последнего не раскрывается и основная цель — ради чего, собственно, вы играете, какие условия приведут к победе?  Дожив до окончания войны, очень обидно узнать, что вы не выиграли, потому что какие-то ранее не обозначенные параметры оказались ниже требуемых. Очень странное решение для игры про выживание.

Чтобы не быть голословным, я отыграл шесть полных партий в разных составах: вдвоем, втроем и соло, дважды дойдя до благополучного финала. Лучше всего игру проходить в одиночку, максимум вдвоем. Так как обсуждать в процессе особенно нечего: решения либо очевидны, либо сводятся к вопросу «рискнуть или не надо?», на который нельзя дать однозначный ответ. Если вы не хотите, чтобы кто-то из участников заскучал и уткнулся в смартфон, не найдя для себя интересного занятия в игре, лучше не собирайтесь за ней большой компанией.

«Это моя война» запоминается в первую очередь своим неизбитым мрачным сеттингом и оригинальным подходом к передаче сюжета. Она способна надолго увлечь, удивив своей сложностью, множеством возможностей и обманчивым ощущением сопричастности происходящим в игре событиям. Но с каждой партией вы будете все чаще замечать, что перед вами безжалостный пасьянс, в котором интересные задумки сталкиваются с неудачными решениями геймдизайнеров, не оставляющих игрокам выбора.

Запись опубликована в рубрике Гикам, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Sergey Grigorash

    Да, отлично написано.