Топ-10 любимых настольных игр «Бородатого блогера» Сергея Афанасьева

На этой неделе все мировое настольное сообщество составляло топы любимых девяти игр, сопровождая их хэштегом #mytop9boardgames. Я тоже было думал присоединиться к этому флешмобу, но потом решил, что у меня есть свой, не менее замечательный формат «чертова дюжина», включающий 10 любимых и 3 нелюбимых игры. Выбирать оказалось совсем не просто, поэтому я определил несколько основных критериев, которым игра должна соответствовать, чтобы оказаться в моем топе. Во-первых, она, естественно, должна мне нравится. Во-вторых, она должна быть в моей коллекции. И, наконец, она должна раскладываться на столе с некой периодичностью, а не просто пылиться на полке. Таким образом, сразу отсеялись «Blood Bowl: team manager», «Orleans», «Hyperborea», «Lords of Waterdeep» и «Android: Netrunner», которые мне очень нравятся, но в которые я играю не так часто. Даже «Twilight imperium» пришлось исключить, потому что в последний раз я доставал ее больше года назад. Оставшийся список любимых игр включал чуть больше десяти наименований и разобраться с ним стало проще. Итак, приступим.

Топ 10+3 игр от Сергея Афанасьева.

1. «Ascension»
В первую очередь «Ascension» для меня это необычный мир и шикарные иллюстрации Эрика Сэби. Но по-настоящему шедевральной ее делает отлично выверенный геймплэй. Простые правила идеально сочетаются с глубиной и постоянным принятием осмысленных решений, а возможность уместить всю игру целиком в пару deck box’ов, что позволяет брать ее повсюду с собой, делает «Ascension» номером один в моем списке.

2. «100 000 лет до нашей эры» (Stone age)
Эта игра была одной из первых современных настолок, что мне довелось попробовать. Я уже не помню когда и при каких обстоятельствах она появилась в моей коллекции, но до сего дня я ни разу не пожалел о покупке. «Stone age» это тот случай, когда оформление и механика удивительным образом дополняют друг друга, создавая прекрасную семейную игру с интуитивно понятными правилами. И даже спустя несколько лет после покупки я с удовольствием играю в нее с друзьями – в компании опытных игроков «Stone age» превращается в настоящую битву племен.

3. «Цитадели» (Citadels)
Я люблю игры в которых общение между игроками является одним из основополагающих элементов, люблю блеф и возможность задействовать интуицию. Поэтому «Цитадели» для меня — игра на все времена. Я играл в нее в совершенно разных компаниях, но каждый раз испытывал чувство морального удовлетворения, независимо от того – выиграл я или проиграл. Не это ли критерий хорошей игры?

4. «Мертвый сезон» (Dead of winter)
Горечь нелепых потерь, постоянные подозрения, перебранки, удары в спину и желание превозмочь – все это «Мертвый сезон». Мои друзья и знакомые постоянно обращаются ко мне с вопросом когда в следующий раз мы соберемся за «Мертвым сезоном», потому что это очень хороший сочный америтреш. Каждая партия дарит мне незабываемые эмоции. А ведь в этом году выходит продолжение!

5. «Five tribes»
Под номером пять пусть будут «Пять племен». Моя любовь к этой игре необъяснима. Мне нравится ее неизбитый сеттинг, яркое оформление и множество вариантов действий, которые предлагает каждый ход. Абстракт? Ну и что с того. Зато игра реально заставляет шевелить мозгами, а реиграбельность просто зашкаливает. Тем более, что я люблю каждый раз пробовать разные стратегии.

6. «Seasons»
Во «Временах года» сплелись казалось бы несовместимые вещи – метание кубиков и классический ККИшный движок. Но именно это невероятное единство породило массу интереснейших комбинаций. Создаем волшебные артефакты, получаем разноцветную ману и перегоняем ее в кристаллы победных очков. Затем откатываем время вспять и повторяем операцию, заставляя противников кусать локти от зависти. Большой выбор карт, их интересное взаимодействие и сказочное оформление прочно держат «Seasons» в топе моих любимых игр.

7. «Cyclades»
Эта довольно простая игра оказалась в списке моих любимых игр не только из-за потрясающих иллюстраций и великолепных миниатюр, которыми она может похвастаться. Основная причина – понятный движок, который хорошо работает и без проблем понимается даже начинающими игроками. Мне нравится азарт «Киклад» и высокий уровень взаимодействия между участниками. Не смотря на большое влияние случайности, игра достаточно предсказуема. А если хочется увеличить сложность – достаточно купить дополнение.

8. «Hanabi»
В топе любимых игр обязательно должен быть филлер! А любимых филлеров у меня два – «Тайное послание» и «Ханаби». Но если с минималистичным шедевром Сейдзи Канаи благодаря многочисленным переизданиям знакомы уже даже рядовые игроки, то «Ханаби» известен, в основном, среди гиков. Чем же так хороша эта игра? Во-первых, ломающим шаблоны использованием карт. Много ли вы знаете игр, в которых игроки держат свои карты лицом от себя? Во-вторых, это отличный кооператив, который по-настоящему сплочает сидящих за столом. Ну и, наконец, это очень простая и изящная игра.

9. «Энергосеть» (Power grid)
Мой топ был бы неполным без хардкорного евро, к которому я могу отнести «Энергосеть». У нее на самом деле довольно простые и логичные правила, но за счет практически полного отсутствия случайности, игра превращается в жестокое сражение стратегов. Но самое классное в «Энергосети» это активное взаимодействие и отличная механика изменения цен в зависимости от спроса и предложения. Еще мне очень нравится реализованный в ней механизм помощи отстающему, благодаря которому иногда лучше не вырываться в лидеры, вынашивая коварные планы на будущее.

10. «Замки Бургундии» (the Castles of Burgundy)
В «Замки Бургундии» я влюбился после первой же партии. Когда игру раскладывали передо мной, я думал «о боже, как много разных элементов и непонятных значков». Но когда я услышал правила, все сложилось в четкую картинку: мы застраиваем родовые владения различными постройками, получая за это победные очки. Рабочие помогают в строительстве, шахты обеспечивают необходимым серебром, корабли развозят товары, а домашний скот служит залогом стабильного хозяйства. Игра понравилась мне вариативностью путей развития и органично вплетенной кубиковой механикой. Отличное сбалансированное евро, что еще сказать.

И, по традиции, топ, полный любви и обожания я хочу завершить тремя играми, которые не оправдали моих ожиданий, совершенно мне не нравятся, и в которые я больше никогда не сяду играть. Запасайтесь успокоительным, потому что речь пойдет о мировых хитах.

1. «Робинзон Крузо» (Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island)
Начну с того, что эта игра представляет собой совершенно неадекватное нагромождение компонентов вкупе с громоздкими и плохоструктурированными правилами. Плюс стандартная проблема кооперативных игр старой школы – очевидность правильных решений и синдром альфа-игрока. Конечно, влияние случайности может серьезно подпортить ваши планы, но назвать хорошим дизайнерским решением тот факт, что неправильно выкинутый кубик может заруинить вам игру у меня не поворачивается язык. Но что больше всего меня поражает, так это крики фанатов о невероятной атмосферности этой игры. Что? Вы серьезно? Разгоняющий половником облака повар, разноцветные евро-кубики и гремлины, прячущиеся в кустах это, по-вашему, атмосфера?

2. «Доминион» (Dominion)
Привет фанатам «Доминиона»! Спешу расстроить и вас – не смотря на то, что я признаю заслуги Ваккарино, а созданная им механика декбилдинга является одной из моих самых любимых, мне решительно не нравится «Доминион». Основная его проблема в том, что базовая игра довольно быстро надоедает своим однообразием. Куча одинаковых карточек нагоняет тоску, а уж сколько копий было поломано в спорах о том, что в игре лишь одна победная стратегия. Конечно, к «Доминиону» уже навыпускали кучу дополнений, добавляющих разнообразия и вносящих элемент случайности, но вариант «купи несколько коробок и собери из них игру, которая тебе нравится» меня не устраивает. Спасибо, но конструкторы продаются в другом отделе.

3. «Зомбицид» (Zombicide)
На закуску я оставил «шедевр» от CoolMiniOrNot. Долгое время эти ребята просто держали сайт, на который любой мог загрузить фотографии своих миниатюр, получить похвалу и оценить работы других пользователей. Но в какой-то момент сайт стал настолько популярен, что превратился в платформу по продаже этих самых миниатюр, а затем и в игровое издательство. Что собственно, представляет из себя «Зомбицид»? Да все те же миниатюры, которые вам хотят впарить под видом настольной игры. Не ведитесь! Мало того, что эта игра совершенно не масштабируется под количество игроков и обладает невероятным даунтаймом на передвижение тонн минек по столу, так еще и не предлагает игрокам никаких осмысленных решений. Вот она – современная «Монополия»! Серьезно, это абсолютнейший no brain. Вы ходите своим героем, кидаете кубики и идете пить чай, пока остальные игроки двигают своих персонажей и зомби. Конечно, америтрешеры с пеной у рта будут доказывать сакральную глубину этого процесса и предлагать навернуть дополнений. Но за те деньги, которое стоит каждое из них, вы можете купить пару намного более интересных игр.

Фотографии настольных игр взяты с сайта BoardGameGeek.

Запись опубликована в рубрике Люди, Топ 10+3 с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • http://vk.com/labirint.zerkal Yury Yamshchikov

    Как-то внезапно пропустил эту запись (теперь подписался, чтобы не упускать).

    Оказывается у нас сдорово совпадают вкусы — Stone age, Power Grid, Hanabi и Замки Бургундии тоже в числе моих любимейших игр, Five Tribes, Seasons и Cyclades мне тоже нравятся. По одному из обсуждений я думал, что ты больше любишь америтреш и всякие обсуждательные игры вроде lifeboat, а тут прям образцовый еврогеймер, разве что DoW портит картину :)

    • http://www.beardgames.ru Pr1celess

      Да, евро мне намного ближе. Но кроме «DoW» есть еще «Цитадели». А те же «Seasons» и «Ascension» я бы вообще не вписывал в какие-то рамки. Для меня это отдельный жанр игр — «карточные», который я горячо люблю.