Twilight imperium (Сумерки империи)

Столетиями Лазаксы правили галактикой с величественного Мекатола Рекс. Императоры были добры к остальным цивилизациям. Покоряя пространство, они включали новые расы в галактический совет, помогали наладить торговлю и связи с остальными цивилизациями. Одной из последних рас, вошедшей в состав империи стало население солнечной системы — Солары или Земляне. Но чем шире становились границы империи, тем больше распрей возникало между населяющими ее народами. Лазаксы теряли контроль над ситуацией, не успевая отреагировать на действия своих сюзеренов. Переломным моментом в истории стало сражение у ворот Куанн. Недовольные новой торговой политикой, Летнев устроили блокаду торгового трафика через врата Куанн. Стремясь проявить лояльность, земляне, со свойственной им горячностью, без всякого преупреждения атаковали кордон. Небольшая стычка переросла в военный конфликт, не оставив безучастной ни одну галактическую цивилизацию. В попытках остановить конфликт, император Лазаксов издал указ, согласно которому все вооруженные силы подданых должны перейти в прямое подчинение императору. Всеобщее недовольство не заставило себя ждать — Летнев, Солары и Жол-Нар объявили о своем выходе из империи, ввергая галактику в горнило гражданской войны.
Тысячи конфликтов разрывали империю на части, за несколько лет обратив в руины то, что создавалось веками. Военные силы Лазаксов вели сражения по всей галактике, пытаясь удержать разваливающуюся империю. В конце-концов, именно их обвинили во всех бедах. Лазаксов стали преследовать и уничтожать повсеместно. Жемчужина галактики — прекрасный Мекатол Рекс подвергся орбитальной бомбардировке объединенного флота нескольких цивилизаций, превратившись в выжженную пустошь. Император погиб в зареве разрывов бомб, оставив трон без наследника.

«Twilight imperium» (Сумерки империи) — это история борьбы нескольких цивилизаций за владычество над галактикой. В этой глобальной стратегии, рассчитанной на 3-6 игроков, участникам предстоит заново осваивать космическое пространство, развивать технологии и торговлю, принимать решения в галактическом совете и вести войны, зарабатывая победные очки. И лишь самая влиятельная цивилизация будет достойна стать новыми властителями галактики.
О «Сумерках империи» слагают легенды, а длительностью партии запугивают новичков. Действительно, четыре-восемь часов напряженного игрового процесса выдержит не каждый. Первая редакция игры увидела свет еще в 1988 году. На данный момент последней редакцией является третья, выпущенная в 2005 году. Именно ей и будет посвящен этот обзор.

«Сумерки империи» прекрасно оформлены и содержат много художественного текста, описывающего историю игровой вселенной, населяющей ее рас и отдельных планет. Авторы старались сделать игру максимально соответствующей уровню классики научной фантастики — произведениям Айзека Азимова, Фрэнка Герберта и Роберта Хайнлайна. Это одна из самых атмосферных игр в которые я когда либо играл.

Космос как зона конфликта

Игровое поле представляет собой вовлеченную в конфликт часть космоса и состоит из гексов систем. Перед началом партии, в зависимости от количества игроков, из большого набора систем отбирается необходимое количество, которое поровну делится между участниками. После чего игроки по очереди выкладывают их вокруг центрального гекса Мекатола Рекс, следуя определенным правилам — нельзя класть две пустых системы подряд и нельзя стыковать красные, негативные, системы друг с другом. Все планеты в системах обладают как минимум двумя параметрами, напечатанными по бокам от ее названия.

Цифра в левом зеленом кружке обозначает производство планеты. Это ресурсы, которые используются для постройки новых кораблей и исследования технологий. Цифра в красном кресте символизирует влияние планеты. Влияние используется главным образом для получения командных маркеров и при подсчете голосов игроков в галактическом совете. Так же планета может обладать технологической специализацией, предоставляющей скидку на изучение определенного типа технологии. Значок технологической специализации изображается левее зеленого круга ресурсов планеты.


Когда поле галактики будет сформировано, игроки стыкуют с ним гексы домашних систем доставшихся им рас. Всего в игре представлено десять цивилизаций, каждая из которых обладает уникальными свойствами и различными стартовыми параметрами. Свойства рас напечатаны на планшетах, которые так же служат игрокам памяткой.

Помимо карты галактики на столе размещается трек победных очков, карты заданий, колоды карт политики и действия, а так же восемь картонных карт стратегии.

Карты стратегии это один из основных элементов игры. Каждая из них обладает двумя уникальными свойствами, первое из которых действует на разыгравшего ее игрока, а второе, более слабое, на остальных участников. Подробнее о картах стратегии я расскажу позже. Карты заданий определяют условия получения победных очков для каждой партии. Победные очки могут начисляться за исследование технологий, колонизацию планет, выплату ресурсов и так далее. Помимо общих заданий каждый игрок получает еще одно уникальное секретное задание, которое держит в тайне от всех до тех пор, пока не выполнит его цели. Карты политики состоят из законов, действующих до конца партии, и указов, обладающих единоразовым эффектом. Эти карты разыгрываются когда один из участников применяет свойство карты стратегии «политика». Карты действий наделяют игроков особыми возможностями, начиная от дополнительных голосов в совете и заканчивая увеличенной скоростью передвижения флота или дополнительных ресурсов. Игроки получают карты действия в конце каждого хода.

Сам игровой ход делится на три фазы: стратегическую, действия и статуса. В стратегической фазе игроки по очереди выбирают одну из доступных карт стратегии. Все они пронумерованы от 1 до 8 и, как я уже писал выше, обладают разными эффектами.

На оставшиеся невостребованными карты стратегии кладутся бонусные жетоны, которые в дальнейшем могут быть обменены на товары или командные маркеры. Все основные игровые действия привязаны к картам стратегии. Например, карта «технология» позволяет бесплатно получить 1 технологию разыгравшему ее игроку. Все остальные участники могут воспользоваться ее вторичным свойством и купить технологию за 8 единиц ресурсов. Если же карту никто не взял, изучение технологий в этот ход будет недоступно. Эта гибкая система позволяет расставлять приоритеты в выборе карт, определяя для себя важность каждой из них в текущий момент.
Основные же игровые события происходят в фазу действия. Очередность хода игроков определяется цифрой на выбранной ими карте стратегии. В свой ход игрок может совершить одно действие, под которым понимается: 1) розыгрыш карты стратегии или действия; 2) тактическое действие на карте галактики. Любое тактическое действие начинается с использования командного маркера — специального треугольного жетона, в некотором роде символизирующего мобильность и логистические системы расы. Расскажу о них поподробнее. На игровом планшете каждой расы есть три зоны для хранения этих маркеров, каждая из которых отвечает за различные аспекты деятельности цивилизации.

Исходя из названия, маркеры стратегической зоны используются для активации вторичных свойств карт стратегии, разыгранных другими игроками. Зона поддержки флота показывает сколько ваших кораблей может одновременно находится на одном гексе игрового поля. И, наконец, командная зона отвечает за количество действий, которые могут совершить ваши флотилии. Те, кто сталкивался с понятием «очки действия» в пошаговых компьютерных играх сразу же поймут о чем я. Решив передвинуть свой флот, игрок снимает маркер из командной зоны и размещает его на гексе пункта назначения. После чего он перемещает любое необходимое количество кораблей из одной или нескольких точек в выбранную им систему.

Если в системе есть корабли оппонента, немедленно происходит космическое сражение. если кораблей нет, игрок может высадить наземные силы на одну или несколько планет, сделав их частью своей империи. Начиная со следующего хода эти планеты будут приносить ему доход в виде ресурсов и влияния. Аналогичным образом происходит и создание новых отрядов — игрок размещает командный маркер на планете, содержащей космический док, и закупает там необходимые ему боевые единицы, расплачиваясь ресурсами с планет. Для удобства каждая планета обладает собственной карточкой, отражающей ее ценность, так что потратив ресурсы планеты игрок просто переворачивает эту карту до следующего хода.

После того, как все игроки совершили свои действия и спасовали, начинается заключительная фаза статуса. В эту фазу каждый участник может заявить о выполнении одного общего и/или персонального секретного задания и продвинуться по треку победных очков. Затем с поля убираются все командные маркеры, по два из которых возвращаются игрокам, а все карточки планет снова становятся доступны для использования.

Галактические войны

Одной из интереснейших сторон «Twilight imperium» являются сражения, происходящие с использованием десятигранных кубиков. В игре существует девять типов юнитов, обладающих разными параметрами и свойствами.

Центром любой империи является космический док, производящий боевые единицы. Для его охраны служат PDS — Системы Планетарной Обороны, включающие силовые щиты, защищающие от бомбардировок и артиллерийские орудия, способные поражать как корабли на орбите, так и десантные капсулы. И док, и PDS располагаются на поверхности планет и не могут быть захвачены с помощью флота. Поэтому всю грязную работу приходится делать пехоте — десант штурмует вражеские укрепления и колонизирует чужие миры. Космические флотилии, в свою очередь, состоят из транспортников, перевозящих десант и легкие космические истребители; эсминцев, крейсеров, дредноутов и могущественных Солнц Войны. Все юниты обладают разной стоимостью, скоростью перемещения и боевой силой, отражающей минимальное необходимое значение броска кубика для успешного нанесения урона врагу. Так, например, базовая сила крейсера равна 7, а значит на кубике необходимо выкинуть 7 или больше, чтобы нанести повреждения неприятелю. Для сравнения, сила дредноута 5, а Солнца Войны 3, причем оба этих корабля имеют большой запас прочности и могут выдержать два попадания прежде, чем будут уничтожены. Битвы полны различных нюансов и тактических уловок, позволяя игрокам уповать не только на мощь и численность флотилий, но и на их маневренность.

Но «Сумерки империи» славятся не только войнами. Политика и торговля тоже играют огромное значение, позволяя игрокам заключать негласные союзы. С помощью галактического совета можно вводить законы, ограничивающие отдельных игроков, лишать их дохода и временно запрещать производство. Торговля же, наоборот, предоставляет дополнительные ресурсы сторонам, заключившим мирное соглашение.
В игре большое количество опциональных правил, вроде особых маркеров происшествий, раскладываемых перед игрой на каждой планете и разыгрываемых сразу после высадки на планету наземных сил. Первопроходцев может ожидать как агрессивно настроенное местное население, так и схемы древних технологий, запасы полезных ископаемых или заброшенный космический док. Я мог бы рассказывать об этой игре еще очень долго, но главная моя задача не пересказать все ее правила, а создать у читателей впечатление. Поэтому, подвожу итоги.

«Twilight imperium» прекрасная глобальная космическая стратегия с проработанным миром, высочайшей реиграбельностью и уровнем взаимодействия между игроками. За все эти качества игре приходится расплачиваться длительностью партии и большим количеством компонентов, занимающих много места. Но игра настолько захватывает, что часы пролетают незаметно, напоминая о «синдроме последнего хода». В нее хорошо играть большой компанией от четырех-пяти человек, засев с утра и до вечера, с перерывом на обед, за которым вас неминуемо ждут истории о том, как хорошо или плохо сходил ваш сосед и какой коварный план задумал игрок напротив. Рекомендую игру поклонникам глобальных стратегий, любителям космоса и эпических сражений. От себя хочу добавить, что мы ведем статистику сыгранных партий и горячо обсуждаем каждую прошедшую игру. У «Сумерек империи» большое количество поклонников по всему миру, однако она до сих пор не издана в России ввиду своей сложности. Тем не менее, группа фанатов, включая меня, создала все условия для комфортной игры — в интернете можно найти полностью локализованные правила, переведенные листы рас и готовые для распечатки вкладыши в протекторы для всех карт на русском языке. Если кого-то заинтересует художественная часть вселенной, свой перевод бэка привожу в конце обзора.

К игре так же вышло два дополнения: «Shattered empire» (Разрушенная империя) и «Shards of the throne» (Осколки трона), делающих игру еще более глубокой и эпической. В игру добавляются новые цивилизации, особые расовые технологии, два новых типа юнитов: танки и флагманы — огромные корабли, обладающие уникальными параметрами и свойствами для каждой расы, и многое другое. Советую играть сразу же с обеими дополнениями, так они заметно улучшают баланс, заменяя карту стратегии «Империя» из оригинальной игры на более проработанные аналоги.

Запись опубликована в рубрике Гикам, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Jerboa

    Самая эпичная из всех игр, в которые доводилось играть! Самая многогранная, хорошо сбалансированная, но очень сложная даже для опытных игроков в настолки. Каждая сыгранная в неё партия — целое событие, подковёрные интриги которого можно обсуждать ещё несколько дней после самой игры.

    • ORTIZ

      У нас так и происходит. Играем в субботу, потом всю неделю обсуждаем))