Tyrants of the Underdark

Настольная игра Tyrants of the UnderdarkГлубоко под Фэйруном, под километровым слоем земли и камня расположен Андердарк, именуемый также Подтемьем. Эта разветвленная сеть тоннелей и пещер простирается через весь материк и населена злобными и невообразимыми существами, избегающими солнечного света. Жители подземных городов постоянно враждуют между собой – недолговечные союзы распадаются как только подвернется удобный случай. Поэтому заговоры, интриги и манипулирование считаются здесь искусством. И больше всех в этом превзошли Дроу – темные эльфы, чья красота скрывает чернейшие сердца.

Настольная игра «Тираны Андердарка» предлагает участникам возглавить один из четырех великих домов темных эльфов, приняв участие в борьбе за власть и влияние. Заключайте союзы с демонами, драконами и другими могущественными существами, рассылайте верных шпионов и устраняйте конкурентов. Андердарк покорится только самому влиятельному дому, чье имя навсегда войдет в историю Забытых Королевств!

В темном-темном подземелье жили темные-темные эльфы

Итак, перед нами огромная коробень от «Wizards of the Coast» — той самой компании, которая издает «Magic: the Gathering» и игры по вселенным «Dungeons & Dragons», включая популярную у нас «Lord of Waterdeep». Неудивительно, что «Tyrants of the Underdark» посвящена событиям, происходящим в той же вселенной. На карте Андердарка можно даже найти Scullport – подземелье Уотредипа. Но хватит лирики, давайте перейдем к самой игре.

«Tyrants of the Underdark» это новое слово в декбилдинге. Знакомую многим карточную механику разбавили игровым полем, открывающим новые формы взаимодействия между игроками. Сейчас это тренд – многие разработчики начали активно работать в этом направлении, выпуская свои варианты декблиднга с полем. В чем же суть?

Как и раньше, участники начинают игру с одинаковыми стартовыми колодами из десяти карт. Да-да, скажете вы, с двумя militia (штурмовиками) и восемью apprentice (разведчиками), —  видели, знаем. А вот и нет! Разработчики просто-таки ломают шаблон 2/8, пришедший из «Ascension» и «Star Realms». Теперь в стартовых колодах семь темных эльфов-аристократов, приносящих паутину-влияние, и три эльфа-воина, дающих мечи-власть.

Настольная игра Tyrants of the UnderdarkСоответственно, на паутину мы покупаем новые карты, а мечами захватываем подземелье. В остальном все так же – взяли в свой ход пять карт из колоды, сыграли, отправили в сброс. Как только колода заканчивается, сброс перемешивается и формируется новая колода. Теперь сарказм можно поубавить и поговорить о том, что же происходит на игровом поле.

Перед началом партии случайным образом определяется первый игрок, и все участники, начиная с него, выставляют по одной фишке своих армий на стартовых черных локациях. Каждый раз, когда игрок получает «мечи», он может потратить их как для выставления новых отрядов, так и для нейтрализации отрядов врагов. Новые армии могут выставляться только на соседние локации, поэтому во время партии на поле образуется разветвленная сеть фишек, тянущихся к городам, которые приносят дополнительное влияние и победные очки тому, кто их контролирует. Контроль бывает двух типов – обычный, когда ваших фишек в локации больше, чем фишек врага, и полный – когда локация полностью заставлена вашими войсками. Когда игрок получает контроль над городом, он забирает себе его жетон, каждый ход получая +1 «паутину». Как только контроль становится полным, жетон переворачивается, и начинает дополнительно приносить от одного до трех победных очков каждый ход. Естественно, такое допускать нельзя. Поэтому к оккупанту тут же начинают засылать войска и шпионов все кому не лень. Кстати, о шпионах.

Настольная игра Tyrants of the UnderdarkПомимо фишек войск в игре есть фигурки шпионов – особого отряда Дроу, который ставится в любую локацию на поле, необязательно соседнюю с вашими войсками. При этом шпионы не занимают клетки поля и не учитываются при подсчете контроля территорий. Зато, во-первых, не дают противнику полного контроля над локацией, а, во-вторых, новые войска можно выставлять рядом с ними – таким образом решается проблема перемещения между запутанными лабиринтами Андердарка.

Настольная игра Tyrants of the UnderdarkКарточная механика очень удачно вплетается в контроль территорий, позволяя размещать и уничтожать войска и шпионов. Одна из ее изюминок – сборная колода центрального ряда. Перед началом игры вы выбираете любые две колоды, смешиваете их и наслаждаетесь полученным результатом, как в «Доминионе». А всего таких колод четыре:

  • Демоны – подбрасывают оппонентам карты безумных изгоев, замусоривающие их колоды и отнимающие победные очки в конце игры.
  • Дроу – эффективно чистят колоду и расставляют шпионов.

Настольная игра Tyrants of the Underdark

  • Драконы – много дорогих и сильных карт, которые приносят победные очки за выполнение обозначенных на них условий.
  • Элементали – используют механику фокусировки, работающую по аналогии unite или союзного бонуса из «Ascension»/«Star Realms», позволяя прокручивать сложные комбинации.

Настольная игра Tyrants of the UnderdarkТак же в ближайшее время должно выйти дополнение, добавляющее еще две фракции – нежить и аберрации. Все колоды названы в честь доминирующих в них существ, но в них вы найдете и других знаковых представителей вселенной «Dungeons & Dragons», таких как дворфы, иллитиды, микониды и глабрезу.

Чистка колоды выполнена необычно – в игре есть эффект promote (повышение), позволяющий не только избавиться от ненужной карты, но и переложить ее в так называемый внутренний круг  – особую область, отображаемую круглым картонным жетоном, похожим на подставку для кружки. Карты во внутреннем круге в конце игры приносят дополнительные победные очки.

Настольная игра Tyrants of the UnderdarkПартия идет до тех пор, пока либо не закончится колода торгового ряда, либо пока хотя бы у одного из игроков не закончатся все фишки армий. Затем участники доигрывают круг до игрока, начинавшего партию, и начинают подсчет очков. Сначала считаются победные очки за контроль локаций, затем к ним добавляется по два очка за каждую локацию под полным контролем (то есть одна и та же локация может принести очки дважды) и по одному очку за каждый убитый вражеский отряд. Добавляем очки за карты в колоде и внутреннем круге, а также бонусные победные очки, набранные в процессе партии. Кто больше набрал, тот и становится новым правителем Андердарка.

Настольная игра Tyrants of the Underdark

В помощь начинающим тиранам. Впечатления.

«Tyrants of the Underdark» очень конфликтная, динамичная и простая для понимания игра. Каждый ход игроки стремятся выбить противников из локаций, перехватив контроль. Города постоянно сменяют своих хозяев, войска идут в расход, пополняя зал трофеев так быстро, что не замечаешь как они кончаются. Но со стороны этой динамики не видно – стоят себе какие-то пластиковые щиты на почти абстрактном поле, одни убираются, другие появляются. Фотографии разных партий похожи как капли воды, но впечатления от игры каждый раз очень яркие. Радует, что можно играть как с упором на бонусы карт – через скупку дорогих существ и promote, так и с упором на поле – раш с быстрым окончанием партии или доминацию на локациях с методичным набором победных очков за полный контроль. Взаимодействие между игроками очень плотное. Отсидеться, конечно, можно, но игра сама побуждает к активным действиям. Поэтому обидчивым личностям игра противопоказана.

В рунете бытует мнение, что стратегия игры через чистку колоды имбалансна и всегда ведет к победе. Но это утверждение ошибочно как минимум по двум причинам. Первая из них — синдром одной стратегии, когда все участники играют через promote и, внезапно, один из них побеждает. Естественно, в таком случае даже статистика будет показывать 100% непобедимость этой стратегии. Вторая причина строится на общем понимании игры и реакции на действия оппонентов. Если противники с головой уходят в чистку колоды, нужно захватывать поле. Как ни крути, но чистка довольно медлительна и рассчитана на затяжную игру, и доминация на игровом поле практически не дает никаких шансов любителям промоута, что было не раз доказано мною и моими друзьями.

Настольная игра Tyrants of the Underdark
Настольная игра Tyrants of the UnderdarkОформление у игры, на мой вкус, так себе. Иллюстрации сочные, качественные. Но дизайн до ужаса примитивный – рубашки карт просто залили одним цветом, вставив узор и надпись. Жетончики победных очков и локаций тоже блеклые и скучные. Причем из-за бренда «D&D» игра стоит достаточно дорого. Размер коробки не оправдан, а во встроенный органайзер не влезают карты в протекторах. И это в карточной-то игре от издателей «MtG». Позор! В общем, органайзер пришлось выкинуть, заменив обычными декбоксами. Тем более что и дополнение на подходе. Но игровой процесс с лихвой окупает все эти недостатки. Рекомендую к ознакомлению, игра — огонь!

P.S.: Полноценной русской версии игры нет, на фотографиях карточки со вставленным в протекторы переводом.

Запись опубликована в рубрике Гикам, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Круто услышать мнение, что не-интерактивная стратегия «собственного огорода» не является универсальной. Я всё ещё ищу декбилдинг на 3+ человек, где есть стратегия и игроку не безразлично, чем именно занимаются враги. Может, Тираны и станут для меня такой игрой.

    • Попробуй! Типичная ситуация игры от своего планшета — игрок поднимает глаза, а там все локации заставлены фишками по минимуму, чтобы контроль взять, и улыбающийся оппонент говорит «Я закончил, давай считать очки» 🙂

  • Виталий

    Картам строго рекомендуются протекторы. И любимые мной Ультра-Про 64×89 не подойдут. Подошли идеально 66х91.

    • Я использовал FFG Standard Card Game Sleeves (63.5 x 88 MM).

  • Rui Hanazawa

    Сыграл бы при возможности. Покупать желания нету, хотя до выхода игры было. Жаль, что лицензия двойная. Была бы другая тема, все было бы намного проще