Arkham Horror: The Card Game (Ужас Аркхэма LCG)

Угроза снова нависла над вымышленным американским городком Аркхэмом. Культисты древних мистических сил взывают к своим темным богам, всюду пропадают люди и появляются загадочные знаки. Кто-то должен в этом разобраться, а значит пришла пора заряжать револьверы и отправляться на поиски улик, чтобы остановить «Ужас Аркхэма».

Прошлое мертво и занесено пылью

Карточный Аркхэм похож на своего собрата с полем, но превосходит его практически во всем. Да простят меня поклонники старого Аркхэма, но он слишком архаичен. Огромное поле не несло в себе какого-то глубокого смысла, а с функцией связывать определенные локации карточки справляются ничуть не хуже. Ужасающий рандом в духе «шел я по улице и тут Шоггот откуда ни возьмись как на меня прыгнет!» в новой версии ограничили адекватными рамками сценария – больше никаких толп прущей отовсюду разношерстной нечисти и ураганной стрельбы с двух рук. Произведения Лавкрафта никогда не были боевиками, и карточная игра намного больше соответствует атмосфере книг. Монстров в ней меньше, они стали сильнее и опаснее, а главным врагом сыщиков стало время – каждый ход приближает к ужасающей развязке, а найденные улики упорно не хотят складываться в общую картину.

Но главный плюс карточного Аркхэма это сюжет. В коробке с игрой вас ждет полноценная кампания из трех сценариев, в каждом из которых есть основные и дополнительные цели, достижение которых влияет на дальнейшее повествование. Больше всего это напоминает книгу-игру: приняв какое-то решение, игроки записывают его в специальном бланке. А когда повествование доходит до очередного поворота, игра обращается к этому событию – если вы сделали это, перейдите на страницу X, если выбрали другой вариант – откройте страницу Y. И все это сопровождается красивым литературным описанием – каждая локация, каждое задание, каждая новая карточка развития сюжета. У нас даже был ответственный за чтение этих карт вслух. Вдобавок во время прохождения сценария игроки зарабатывают опыт и могут прокачать своих персонажей по завершении каждой главы.

Основная механика игры перекочевала из оригинала практически без изменений. Да, ее как следует отшлифовали, убрав все тот же злосчастный рандом, но суть осталась та же — большинство действий будут требовать от вас пройти проверку одного из четырех параметров. Только теперь для увеличения шансов вы можете пользоваться не только приобретенными навыками и экипировкой, но и просто сбрасывать карты с руки. На каждой карте с левой стороны указаны иконки параметров, которые они могут временно увеличить. Не удивляйтесь, что карта пистолета, например, дает +1 к ловкости при сбросе. Никакой смысловой нагрузки эти действия не несут, ведь пистолет не экипируется. Просто в ходе данной проверки сыщик проявил чудеса героизма и справился с заданием чуточку лучше. Другими словами у вас всегда есть выбор: использовать карту по назначению, заплатив за это условную игровую валюту – ресурсы, или просто сбросить, получив временное преимущество. Причем и то, и другое действие могут быть одинаково полезны.

Для проверки итоговых результатов теста вместо кубика используются Жетоны Хаоса. Игрок вытягивает один из них взакрытую и смотрит на его значение, сравнивая со своим параметром. Если параметры сыщика больше или равны сложности проверки, тест пройден успешно. Не могу сказать, что Жетоны Хаоса это огромный шаг вперед по сравнению с кубиком, но определенные преимущества у этой механики есть. Например, сложность сценария определяется количеством отрицательных жетонов в пуле. На средней сложности в игре 16 жетонов, максимальное отрицательное значение -4, а на максимальной жетонов уже 18 и худший из них грозит результатом -8. Есть и особые жетоны, отмеченные символами – в каждом сюжете они обладают разным эффектом, описанным в самом сценарии. Неизменны только красный и синие жетоны, прозванные игроками «автофэйл» и «автовин».

Глазами не увидеть, мозгами не понять

Как все это играется?
Выбираете сыщика – в базе их пять всех возможных классов: guardian (защитник), seeker (искатель), mystic (мистик), rogue (плут) и survivor (выживший). Каждому классу соответствует свой цвет карт, которые являются для него основными. На карте персонажа четко прописано какими картами он может пользоваться. Например, детектив Роланд Бэнкс может брать любые карты защитника и базовые карты искателя. Все остальные карты, кроме нейтральных, для него недоступны.

Составляете персональную колоду из тридцати карт в соответствии с этими требованиями (в правилах есть примеры стартовых колод для каждого персонажа), добавляете случайное проклятье, которое пройдет с вами через всю кампанию, и еще две именные signature карты сыщика – это уникальные предметы, таланты и слабости, связанные непосредственно с выбранным персонажем. Одна карта всегда дает сильный положительный эффект, а вторая накладывает штраф, от которого можно избавиться, выполнив описанные на ней условия. У того же Роланда это особый револьвер и карта cover up, обязывающая заметать следы, впустую расходуя найденные улики.

Затем выбираете сложность, отбираете соответствующие ей Жетоны Хаоса и переходите к раскладке сценария. В центре стола выкладываются двусторонние карты локаций – с одной стороны просто картинка и художественное описание, с другой особые свойства локации, которые будут видны игрокам только тогда, когда хотя бы один из них посетит это место. Вместо картонных фигурок для обозначения местоположения персонажей используются карточки небольшого формата. Переходы между локациями обозначены с помощью небольших иконок в самом низу карты. Работает эта система невероятно просто – смотрите на иконки и сравниваете их с символами локаций. Если, например, переход открыт в локации с символами треугольника, квадрата и ромба, значит из этого места можно перейти в локации именно с этими тремя иконками. Для наглядности карты можно разложить на столе в определенной последовательности.

Каждый ход игроки выполняют следующие действия:
• На карту сюжета кладется жетон безысходности. Если число жетонов достигло указанного значения, карта активируется и сбрасывается, открывая новую.
• Каждый сыщик получает карту из колоды происшествий (encounter deck) – какое-либо событие, требующее сиюминутно пройти проверку одного из навыков, или монстра.

Затем начинается основная игровая фаза – участники определяют в какой последовательности они будут ходить и получают по три действия каждый. Очки действия расходуются на перемещения между локациями, сражения с монстрами, поиск улик, применение карт и особых свойств персонажей. Дополнительно можно потратить действия на добор карт и получение ресурсов, как в «Android: Netrunner». После хода игроков активируются монстры – они перемещаются из локаций и атакуют сыщиков. Затем ход заканчивается, игроки добирают по одной карте и одному ресурсу и начинают новый ход.

В конце сценария игроки могут улучшить персональные колоды сыщиков, докупив в них новые карты за очки опыта. Стоимость карт обозначена точками под стоимостью применения этой карты в левом верхнем углу. За каждую добавленную в колоду карту игрок обязан сбросить одну из предыдущих – в колоде всегда должно быть ровно 30 карт, не считая полученных карт слабостей и уникальных карт сыщиков. К слову, в интернете есть очень удобный конструктор колод, где можно создать своего персонажа и поэтапно прокачивать, добавляя необходимое количество очков опыта – вся история развития сохраняется. Для удобства все сюжетные карты скрыты спойлерами, чтобы не портить впечатления от игры.

Бутылка виски, дробовик и Некрономикон. Впечатления

В «Arkham Horror: The Card Game» все очень просто и интуитивно понятно. Те, кто знаком с LCG «Властелин Колец» найдут в этих играх много общего — «Ужас Аркхэма» по сути улучшенная версия «The Lord of the Rings: The Card Game» с более детальной проработкой сюжета. Достаточно одного участника, который бы взял на себя роль ведущего и выполнял все этапы подготовки, и можно наслаждаться атмосферой игры. Сюжет прописан очень хорошо, сыщики действительно разные, универсалов как таковых нет – кто-то лучше дерется, кто-то добывает улики и т.п. Взаимодействие между игроками небольшое и выражается в первую очередь в распределении ролей и поддержке при прохождении проверок на параметры – сыщики, находящиеся в одной локации могут сбрасывать свои карты, увеличивая шансы проходящего тест коллеги.

Игра хорошо масштабируется под любое число игроков (до 4-х человек) – чем больше сыщиков, тем больше здоровья у опасных монстров, больше улик необходимо найти и тем более жесткие условия сценариев. В принципе, кампанию можно проходить и одному, но это заметно сложнее, чем с друзьями. Опять-таки потому, что нет сыщиков-универсалов. Общий уровень сложности игры отлично сбалансирован: каждую главу мы вытягивали буквально на волоске от проигрыша, при этом максимально хорошо выполнив все промежуточные цели. Каждая партия – накал страстей, способствующий прочувствовать атмосферу.

Теперь о недостатках. Во-первых, это LCG от «Fantasy Flight Games» со всеми вытекающими – для нормальной игры вам понадобятся две базовых коробки. И не слушайте тех, кто будет говорить «Нет, вдвоем можно и одной коробкой обойтись!». Играть одной коробкой это все равно что ехать на машине без колес – нормально прокачать вашего персонажа вам не удастся, так как карты всех классов представлены всего в одном экземпляре. Вот и представьте: вы прошли сценарий, получили опыт, приготовились добавить новые карты в колоду – а выбирать-то и не из чего. Несколько доступных карт, конечно, будет, но что такое одна новая сильная карта в колоде из тридцати карт? Вы ее можете за всю кампанию не увидеть, не то что за один сценарий.

Во-вторых, в базе всего три сценария – совсем не много. Тем более что их реиграбельность сомнительна – неожиданные развязки сюжета потеряют всю свою привлекательность. Я бы прошел игру еще раз в другой компании и с другими персонажами, но в третий раз играть точно бы не стал. Поэтому нужны допы, и еще раз допы. Налетай, покупай!

В игре хватает художественного текста, поэтому желательно, чтобы хотя бы один из участников владел английским на среднем уровне.

А еще «FFG» зажали мешок из которого предлагается тянуть Жетоны Хаоса. Я понимаю, что у каждого уважающего себя настольщика (и не только) есть подходящий для игры мешочек. Но не вкладывать в коробку необходимый игровой элемент — форменное жлобство.

В остальном игра отличная. Я очень ею доволен, и мы уже ждем первое большое дополнение, чтобы снова окунуться в мистический и таинственный мир, созданный по произведениям Лавкрафта.

Запись опубликована в рубрике Гикам, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.