Быстрый и чёткий! Интервью с Алексеем Кошелевым, Crowd Games

Сегодня мы поговорим с Алексеем Кошелевым, представителем компании Crowd Games, занимающейся выпуском лучших мировых настольных игр на русском языке посредством народного софинансирования.

Koshelev

Привет, Алексей!
Позволь сразу же поздравить тебя с успехом «Замков безумного короля Людвига». Несмотря на скептиков, не доверяющих системам краудфандинга, и невзирая на опасения по поводу качества локализации, на Boomstarter «Замки» собрали необходимую сумму буквально за пару дней. Игра уже в России, и все убедились в качестве компонентов, выпущенных на том же заводе, где печатается оригинальная версия.

Castles of mad king Ludwig 01

Спасибо за поздравление. А почему только «Замков»? У нас и «Мертвый сезон» прошел очень неплохо 🙂
Что касается качества игр, то тут сомнения были скорее насчет качества перевода. Мы сразу сообщали, что принципиально печатаем игры только там, где они печатались и для других стран. В данном случае это фабрика Panda в Китае.

Dead of winter promo 01

Чьими силами осуществлялся перевод «Замков» и «Мертвого сезона»?

«Замки» переводил очень хороший, но никому из настольщиков не известный переводчик. Над редактированием работали несколько человек, они указаны в правилах.
Кстати, если говорить о качестве перевода, то, надеемся, что в «Мертвом сезоне» он будет лучше, чем в «Замках». Над переводом тщательно работала целая группа долгое время. Их перевод давно был выложен на портале Тесера. Договорившись об оплате, мы использовали этот перевод. После чего привлекли нескольких редакторов и корректора.

Dead of winter promo 02

В основу перевода правил «Suburbia» и дополнения легла работа Михаила Кружкова с его согласия (его вариант тоже выложен на Тесере). Дальше над правилами и другими компонентами работал Александр Петрунин, интервью с которым недавно появилось в твоем блоге. Потом редактор, корректор. После верстки – снова корректор. Я считаю, что тут нельзя экономить.

Скажи, пожалуйста, как вообще родилась идея заняться сбором средств на локализацию настольных игр?
Идея проста. Только хиты, только качество мирового уровня и только по доступной цене. Должно быть выгоднее, чем заказывать «оттуда». А еще и на родном языке, да с хорошим переводом 🙂

Crowd Games Logo

Crowd Games провели хорошую рекламную компанию, известив все крупные порталы настольщиков о готовящемся запуске проекта. Но думаю, что немаловажную роль в привлечении спонсоров сыграла и цена. Став спонсором тех же «Замков», участник получал игру по цене 1599 рублей, при средней цене в 2-3 тысячи рублей для подобных настолок. Как удалось добиться такой привлекательной для игроков стоимости?

Не все готовы поддержать игру на Бумстартере, даже с неплохой скидкой, ведь это риск. А что, если не произведут? Что, если игра задержится или вообще не приедет? Поэтому, для того чтобы игроки поддерживали наши проекты, мы должны, по крайней мере, предложить хорошие условия, хороший сервис и внимательное отношение к каждому.

В дальнейшем мы надеемся заслужить доверие настольщиков, реализуя проекты в срок. К примеру, «Замки» мы уже выпустили и привезли в Россию. Несмотря на все коллизии с логистами, задержка была всего на пару дней. Сегодня большинство игроков уже получили игру, и все очень довольны качеством.

Castles of mad king Ludwig 10

Многие настольщики хотели бы видеть в ваших проектах так называемые «цели» — stretch goals, которые бы открывали различные бонусы для всех спонсоров после сбора определенной суммы. Промо-карты, цифровые альбомы с иллюстрациями из игры и тому подобное. Не планируете подобную практику в дальнейшем?

Да, планируем, но это сложно, когда автор уже придумал игру и просто дает нам лицензию. Мы просили некоторых авторов придумать дополнительные цели, но у них просто нет такой возможности. Мы будем что-то придумывать сами в наших следующих проектах, когда будет больше аудитория, готовая участвовать в наших проектах.

Suburbia promo

Первые два проекта вы провели совместно со студией «Геменот», следующая же игра — «Suburbia» — будет издана вместе с компанией «Cosmodrome games». С чем связаны такие перемены?

Мы готовы работать с любыми издателями и даже с объединенной группой локальных продавцов, если бы такая была. Суть очень проста: наш интерес – только Бумстартер. Остальную часть тиража мы готовы отдавать издателю для оптовых и розничных продаж. Именно поэтому, начиная уже со второго проекта, мы убрали возможность спонсировать более 5 игр.

Тут важно понимать, что мы не конкурируем на рынке с издателем. Наша аудитория крайне редко покупает игры в российских магазинах. Те же, кто покупает в магазинах, вряд ли готовы на модель софинансирования.

Количество «наших», думаю, не многим более 1000 по всей стране. Просто пока работа ведется на кредите доверия людей, готовых рискнуть. Есть надежда, что после 3-4 проекта понятие «кредит» исчезнет и останется просто доверие. Мы целенаправленно и искренне работаем над созданием доверительных отношений с нашей аудиторией, стремимся быть быстрыми и четкими.

Чьей инициативой было издание «Suburbia»?

Выбор всех игр, переговоры с владельцами прав, работа с типографиями и логистами – это все находится на стороне Crowd Games.

Пользуясь случаем, очень прошу всех читателей твоего блога поддержать наш проект «Suburbia +», который стартует в 20-х числах на Бумстартере. Во-первых, это очень достойная игра. Во-вторых, нам важен рост числа людей, поддерживающих идею Crowd Games. Это придаст нам уверенности браться за еще более сложные и большие проекты, выпускать не только базу, но и дополнения.

Ted Alspach

В свое время Crowd Games обмолвились о возможной локализации игры «Legacy: The Testament of Duke de Crecy». Как сейчас обстоят дела с этим проектом?

По этому проекту у нас все немножко повисло. Там (как и в случае с «Каверной») типография печатает тираж для всего мира, и мы должны ждать, чтобы вписаться в него. Пока нет информации от них 🙁

После завершения сбора средств на издание «Замков» вы провели опрос с целью выявить игры, локализации которых были бы интересны российским любителям настольных игр. Мне очень нравится такой подход – игры от геймеров и для геймеров. Какие игры заняли первые места в опросе? Есть ли уже планы на локализацию некоторых из них?

Один из участников нашей группы ВКонтакте – Константин Васильев – проделал серьезную работу по итогам голосования. При этом он учел не только обсуждение в группе, но и комментарии на Тесере. Результаты можно посмотреть по ссылке.

Для нас это серьезный ориентир. Однако, кроме желания геймеров, есть еще и объективная реальность, которая не всегда позволяет издать то, что хочется (и им и нам). Многие издательства уже имеют постоянных партнеров в России. Сейчас мы точно знаем, что будет «Caverna», – уже подписали договор. Про остальное пока не можем говорить до тех пор, пока не подписан контракт. Но уже есть несколько интересных и ожидаемых геймерами проектов.

Могу эксклюзивно назвать один из возможных будущих проектов. Мы ищем издателя на игру «Brass», которая на 15-м месте на BGG, но пока не уверены, что найдем. Хотя издать игру хочется.

Что бы ты хотел пожелать читателям блога?

Ммм… желаю, чтобы всегда было с кем поиграть 🙂

Dead of winter promo 03

Спасибо, что ответил на мои вопросы, Алексей!
Желаю успехов Crowd Games в вашем нелегком, но благородном деле.

Сергей, тебе большое спасибо за отличный материал о «Замках». С удовольствием буду и дальше рассказывать о том, что у нас происходит. Удачи вашему блогу!

Запись опубликована в рубрике Люди с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Saigak

    Спасибо за интервью. Отличный блог! Трепетно слежу за судьбой компании Crowd Games. Алексею уважение за постепенное воплощение в жизнь как мне кажется очень нужного и надеюсь перспективного проекта! И тоже очень жду Legacy: The Testament of Duke de Crecy.

    • Благодарю за добрые слова 🙂

  • Alexander Lisovsky

    спасибо за интервью! любопытное видение целевой аудитории как людей, «крайне редко покупающих игры в российских магазинах». как бы конвертация «эмигрантов» получается своеобразная 😉

    странноватый выбор Brass (2007) в качестве потенциального объекта для локализации. суховатый внешний вид, вес игры на BGG 3,9/5, автор уже выпустил «обновлённый» вариант под названием Age of Industry (2010), локализация другой игры автора в похожем индустриальном сеттинге и с похожей тяжестью геймплея — Steam (2009) — оказалась, судя по заявлениям «Мира Хобби», полным провалом…

    впрочем, тоже неотрывно слежу за деятельностью проекта и посильно принимаю участие. удачи Crowd Games!

    • Насчет аудитории Алексей абсолютно прав. Скажем так, выбор настолок в отечественных магазинах невелик, более того, на англоязычные игры серьезно заламывают цены. Соответственно, гики либо кооперируются и заказывают игры с зарубежных сайтов, экономя на доставке. Либо обращаются к Crowd Games, которая предоставляет топовые игры в хорошем качестве и по привлекательной цене.

      А вот по поводу «Brass» соглашусь. Но, видимо, эта игра очень нравится Crowd Games, отсюда и желание обязательно издать ее в России.

      • Alexander Lisovsky

        вот кстати сам Мартин пишет у себя на сайте (запись от 22 июня):
        http://www.treefroggames.com/

        какие-то бонзы планируют запустить делюксовую версию Brass на кикстартере, не имея на то должных прав (как он утверждает). Мартин упоминает, что некая «другая компания» готова выкупить права на игру (Crowd Games?), но не желает связываться с судебными тяжбами (и правильно делает). автор не уточняет свои дальнейшие действия (помимо удаления будущего проекта с кикстартера), просто уведомляет общественность о проблеме.

        любопытно, что Brass он характеризует в т.ч. следующим образом: «Sales of such games as Brass are not great, once you have met the initial demand there is usually very few on-going sales» («продажи такой игры, как Brass не столь высоки: как только изначальный рынок насыщается, дальнейшие продажи обычно чрезвычайно низки»).

        тред на реддите:
        https://www.reddit.com/r/boardgames/comments/3apgmq/martin_wallace_responds_to_brass_deluxe_edition/