Экслибриум

Настольная игра ЭкслибриумДревний орден магов-книгочеев веками охраняет границу между мирами художественных произведений и объективной реальностью. Все они владеют магией чернил определенного цвета спектра — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового и их оттенков. Холодный спектр специализируется на заклинаниях защиты и контроля, теплые же цвета обозначают боевых магов. Но независимо от способностей, все маги участвуют в сражениях с проникшими в наш мир литературными персонажами. Главная их задача — успокоить книгу, вернув всех вырвавшихся персонажей обратно на ее страницы, а затем запечатать ее с помощью магической печати — экслибриума.

«Экслибриум» это серия комиксов в стиле городского фэнтези от российского издательства «BUBBLE» по мотивам которой компанией «Cosmodrome games» была выпущена одноименная карточная игра за авторством Юрия Ямщикова.

В качестве предисловия

Комиксы я люблю с детства. Чтение и рисование всегда были моими любимыми увлечениями, а комиксы объединяли их воедино. Будучи школьником, я ездил на книжную ярмарку в Олимпийский, чтобы закупаться новыми журналами. У меня до сих пор хранятся старые выпуски «Черепашек-ниндзя», «Бэтмэна», «Мстителей», «Индианы Джонса», отечественных «Великолепных приключений» и многих других серий. Но времена прошли, меня увлек интернет, а печатные комиксы ушли на второй план.

С комиксами «BUBBLE» я впервые осознанно познакомился на прошлом «Игроконе», где проходило тестирование игры «Осада Асулбурга», посвященной сражениям персонажей комиксов «Красная фурия». Я говорю осознанно потому что задолго до этого я уже встречал в интернете иллюстрации из «Красной фурии» и «Бесобоя», но не придавал им особого значения, наивно полагая, что это очередные супер-герои в трико в духе «Marvel». Но узнав, что их печатают в России, я был впечатлен: настолько шикарную рисовку в отечественных комиксах я видел впервые. Яркие, сочные иллюстрации как кадры киноленты. Прекрасная подача динамики и баланс между детальной прорисовкой персонажей и энергией рисунка, драйвом, который передают резкие ломаные штрихи. Поэтому когда со мной связался главный редактор «BUBBLE» Артём Габрелянов с предложением сделать обзор на их новые игры, я недолго думая согласился.

И вот передо мной лежит настольная игра «Экслибриум», прототип которой я тестировал в московской ячейке гильдии разработчиков настольных игр несколькими месяцами ранее. Тогда еще у игры не было ни тематики, ни оформления, но она уже жила — движок работал как надо. Пришло время открыть крышку игры и оценить, что же вышло в итоге.

Настольная игра Экслибриум

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

В небольшой ярко-оранжевой коробочке лежит колода карт, среди которых большая часть — карты влияния, одна карточка удвоения, пять памяток для игроков, шесть карт целей с портретами персонажей, и буклет с правилами. Игра рассчитана на 2-5 игроков старше двенадцати лет, а партия в среднем займет около получаса. Игра проходит в три раунда, в каждом из которых участники получают определенное количество карт влияния, разыгрывают их, а затем активируют свойства изображенных на них персонажей. Цель игры — набрать как можно больше очков влияния.

Всего в игре 7 разных персонажей, обладающих уникальными свойствами. Среди них и главная героиня комиксов — девочка-гик Лилия Романова и ее друзья из ордена — соседи по комнате Зоя и Тамара, Ян, Инга и другие. Попадая в книгу, одежда магов меняется в соответствии со стилистикой произведения, поэтому все семь персонажей представлены в игре в образе фэнтезийных героев.

Все карты влияния двусторонние и на каждой изображено по два разных персонажа. В свой ход игроки одновременно разыгрывают одну из карт, кладя ее на стол перед собой выбранным персонажем вверх, а остальные карты передают соседу. Эту операцию они повторяют до тех пор, пока не разыграют все доставшиеся им карты влияния, разложив одинаковых персонажей по стопкам. Затем начинается этап активации персонажей. Тот, у кого больше всех карт определенного персонажа, должен разыграть его особое свойство, даже если оно навредит ему. Все свойства разыгрываются поочередно.

Настольная игра Экслибриум

  1. Берсерк. Игрок переворачивает другой стороной верхнюю карту одной любой своей стопки, меняя изображенного на ней персонажа.
  2. Наемник. Вся стопка карт наемника должна быть перемещена под стопку карт любого другого персонажа. Таким образом, наемник усиливает влияние на другие роли.
  3. Волшебник позволяет получить карту удвоения, разместив ее перед картами любого другого своего персонажа, до конца раунда увеличив их количество вдвое. Свойство волшебника похоже на способность наемника, но при этом не происходит перекладывания карт, а значит, если вы сохраните максимальное влияние на волшебника, в следующем раунде вы снова сможете удвоить любого другого персонажа.
  4. Ассасин. С помощью ассасина игрок может перевернуть другой стороной одну любую карту другого игрока. Ассасин здорово выручает, помогая отбирать первенство по влиянию у других игроков.
  5. Рыцарь. Игрок получает одну дополнительную карту из колоды и тут же разыгрывает ее, выкладывая перед собой стороной с понравившимся персонажем.
  6. Бард. Свойство барда позволяет поменяться одной своей картой с картой любого другого игрока. Отказаться от обмена противник не может.
  7. Алхимик — единственный персонаж, свойство которого направлено не на изменение влияния на другие роли. При активации его свойств, игрок сбрасывает одну карту алхимика, переворачивая ее рубашкой вверх, и получает победное очко.

Если у нескольких игроков одинаковое количество карт влияния на одного и того же персонажа, происходит сравнение количества карт влияния на остальных персонажей в порядке их срабатывания. То есть первыми всегда сравниваются карты берсерка, затем наемника и так далее. Так что несмотря на более слабую способность берсерк почти всегда разруливает спорные ситуации.

Настольная игра ЭкслибриумЗатем игроки отыгрывают еще два раунда, в конце каждого из которых так же активируют свойства персонажей, и подводят итоги, получая победные очки за влияние на каждого из них. Игрок, занявший первое место по количеству карт одного из героев, может сбросить до двух карт, превратив их в победные очки. А игрок, занявший второе место, сбрасывает только одну. Затем победные очки подсчитываются и определяется победитель.

В нашем примере победу одержал левый игрок, набрав 9 очков влияния. Два остальных участника набрали поровну — по 7 победных очков.

Настольная игра ЭкслибриумСуществует еще продвинутая версия правил для опытных игроков, в которой перед началом игры раскладываются карты персонажей, за влияние которых игрокам предстоит бороться в каждом из раундов. Игрок, набравший наибольшее влияние на необходимого персонажа вместо использования его свойства может сбросить определенное количество карт, получив победные очки.

Настольная игра Экслибриум

Люди библиотеки

«Экслибриум» можно охарактеризовать как несложный филлер для небольшой компании. В основе игры лежит драфт и мажорити — первенство по влиянию на персонажей. Партии проходят быстро, достаточно динамично, но какой-то определенной победной стратегии в игре нет. «Экслибриум» это скорее последовательность решений, принимаемых игроками в процессе выбора карт. В игре нет мук выбора, когда хочется оставить не одну, а несколько карт, как, например в «7 чудес». С каждым раундом выбор участников становится более предсказуемым и между игроками появляется необходимая конкуренция, но так желанных многими гиками сложных решений игра все равно не предлагает.

Продвинутый вариант правил делает борьбу между участниками более активной, заранее задавая цели, но игра все равно не становится по-настоящему напряженной. Хотя уровень стратегического планирования возрастает, превращая ее в «умный филлер». Но, на мой взгляд, базовая версия правил живей. Да, она более зависима от случайностей, но при этом веселей. В любом случае, «Экслибриум» не рассчитан на любителей хардкорных настольных игр и это надо понимать.

Дизайн игры вызывает смешанные чувства. Мне очень нравится рисовка персонажей, но они занимают лишь небольшую часть карт и вслед за узором текстуры теряются на слишком ярком фоне. Иконки их свойств нельзя назвать интуитивным — и тут, и тут стрелочки, поди разберись, что они значат. Конечно, в игре всего семь персонажей и запомнить их свойства не сложно, но первое время придется постоянно смотреть памятку. Вырубка карт типична для российских игр, но, учитывая более чем разумную цену игры, это простительно. Плюс, мне был предоставлен демонстрационный предрелизный экземпляр и качество основного тиража игры должно быть лучше.

Настольная игра ЭкслибриумА вот комикс «Экслибриум» просто шикарен. Прекрасная полиграфия, яркие персонажи, хороший сюжет и множество отсылок к различным играм, фильмам и книгам. Но больше всего мне нравится, что основной упор сделан на внутренний мир персонажей. Сколько комичных сцен посвящено мыслям Лилии, а уж как классно передает ее эмоции художник — я просто в восторге. Перечитал двенадцать выпусков за два дня и хочу еще! Сюжет подается очень неспешно, но внимание к деталям и проработка характера героев не дают заскучать. Жаль, что игра не может полностью передать характер героев. В дальнейшем по «Экслибриуму» можно было бы сделать отличную кооперативную или ролевую игру со множеством компонентов, но для этого, естественно, нужно популяризировать серию, увеличивая аудиторию.

Настольная игра ЭкслибриумВ целом, карточный «Экслибриум» неплохо играется и его можно рекомендовать как гейтвэйную игру для начинающих, благо правила написаны толково и с необходимыми иллюстрациями.

Я поздравляю издательство «BUBBLE» и Юрия Ямщикова с ее выходом и желаю успеха. Главное, не останавливайтесь на достигнутом!

Запись опубликована в рубрике Авторские игры, Начинающим, Обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Сергей, спасибо за поздравление и добротный обзор!
    Да, игра — не уберхардкор, но при игре по продвинутым правилам многие игроки делали весьма хитрые многоходовки и на отсутствие стратегического выбора обычно не жаловались 🙂
    PS Насколько я знаю, твой экземпляр изготовлен до типографского тиража и, вероятно, иным способом. Надеюсь, что вырубка и качество карт экземпляров, которые поступят в продажу будет выше.

    • Rui Hanazawa

      Любишь ты, Юра, продвинутые правила=) Во всех своих играх=)

      • Разве же это плохо? Различные варианты правил делают игру более комплексной и подходящей для разного уровня игроков.

        • Rui Hanazawa

          Это ужасно! Меня аж трясет всего

        • У меня с таким подходом проблема возникла только раз — но большая. Никогда не понимал, что все нашли в Agricola, а потом мне как-то раз говорят:

          — Ты что, профессии набираешь рандомно? Да это же для новичков, а все нормальные люди драфтят!
          — Какой-такой драфт в «Агриколе»? Кто такое вообще придумал?
          — Автор! Так это на самой последней странице, мелким шрифтом, «вариант для продвинутых игроков».

          Вот это было обидно — правила были свёрстаны так, что этот вариант (который по сути является не вариантом, а наоборот, наиболее полноценной версией игры) терялся во всякой мути типа памятки, справочника и FAQ, и я его даже не заметил, а если бы и заметил — не придал бы значения.

          Вообще у меня есть мечта — чтобы правила намекали, какие варианты в них для галочки, а какие _реально_ стоит попробовать. Например, режим для двух игроков в 7 Wonders убог, поэтому я и командный режим пробовать не стал. А вот мои товарищи попробовали — и выяснилось, что это великолепнейшая штука, которая экспоненциально углубляет игру.

          • Вот во избежании этого я в разделе «подготовка к игре» стараюсь писать что-то вроде: «Выберите режим игры: базовый или для опытных игроков (см. на стр. Х).».

            Хотя, есть подозрение, что не все видят даже это 🙁

          • Хорошая мечта. Только Юра верно заметил, что хорошо еще, если несколько вариантов правил вообще попадут в финальное издание, а не окажутся опубликованы потом на игровых форумах и в соцсетях, как это часто случается.

        • Alexander Lisovsky

          мне лично импонирует мнение Томаса Льюмана (автора Race/Roll for the Galaxy) по этому вопросу. он считает, что разные варианты правил вредят игре: разбивают аудиторию на части, делают невозможным обсуждение игры.
          https://boardgamegeek.com/article/18290423#18290423

      • А что делать, Саша 🙁 Издатели-то хотят попроще, чтобы аудитория была пошире, а мне хочется, чтобы и гикам было интересно. Вот и кручусь, как могу, спасибо издателям, что разрешают оные правила добавлять.

        • Rui Hanazawa

          Это твоя отличительная черта и мне это нравится. Просто когда я беру твои игры в руки, всегда знаю, что ты позаботился о тех, кому нравится посложнее. Я люблю игры, в которых сразу заранее предусмотрено несколько режимов. Главное, чтобы все это было изначально отпечатано в правилах, а не потом пришлось бы искать на форумах.
          Тебе большой респект за то, что ты делаешь!

          • Спасибо Саша! У этого подхода есть ряд противников, но рад, что есть и те, кому он по душе.

            Взаимный респект тебе и Сергею за ведение отличных блогов, которые помогают развивать настольное движение!